"Новые тольяттинские автомобили полностью соответствуют мировым стандартам", - пояснил выбор глава региона Николай Меркушкин.
В перспективе 80-90 процентов чиновников и сотрудников госпредприятий области полностью пересядут на вазовские автомобили. Сейчас же представители местной власти передвигаются на "Фордах" и "Ауди". Право на иностранные машины в будущем сохранят только руководители высшего звена.
- Это правильно, ведь это еще и поддержка их регионального продукта, то есть и налоги, и рабочие места, - одобряет инициативу чиновников Антон Гетта, руководитель проекта "За честные закупки" Общероссийского народного фронта (ОНФ). - Есть аналогичные примеры, когда, скажем, Татарстан закупает только "Форд Фокус" - он и по цене оптимален, и собирается там же, у них в республике.
Отечественный автопром в его широком смысле поддерживают не только в регионах. Например, управление делами президента уже давно закупает для своих нужд автомобили только российской сборки - калининградские BMW, калужские "Форды". Впрочем, не все чиновники могут отказаться от комфортных иномарок.
- Мы бы рады последовать примеру самарских властей, только есть ли резон? - признались приморские чиновники. - Ведь автомобили производят в Тольятти, и доставить сюда отечественную машину будет дороже, чем купить в Японии новую...
Сами дальневосточные власти предпочитают японские "Тойоты" и "Ниссаны". На что губернатор Приморского края Владимир Миклушевский даже попенял: "Нечего руководителям ездить на люксовых внедорожниках. Роскошь - это неприлично". То было сказано в ответ на скандал, когда краевые предприятия "Примавтодор" и "Примводоканал" на бюджетные деньги взяли в лизинг элитные внедорожники "Лексус" и "Тойота Ленд Крузер 200". Казне это обошлось в 10 миллионов рублей. Интересно, что сам губернатор тоже предпочитает иномарки - для служебных поездок использует шикарный микроавтобус "Шевроле".
Калининградское правительство массово пересаживаться на служебные отечественные автомобили тоже не собирается. Если, конечно, не считать таковыми "Киа" калининградской сборки, на каких ездят некоторые областные министры и губернатор Николай Цуканов. Представительская "Киа Кворис" для главы региона была куплена в прошлом году за 2 миллиона 699 тысяч рублей. Машины для чиновников приобретает казенное предприятие "Автобаза правительства Калининградской области" по договорам лизинга. Эта форма кредитования позволяет передать авто в долгосрочную аренду с последующим правом выкупа и возврата. По такой же схеме была приобретена и машина губернатора.
А вот первым лицам и чиновникам Якутии по душе мощные японские внедорожники. Даже некоторые главы сельских администраций объявляли аукционы на покупку "Тойота Ленд Крузер", правда, подержанных. Мотивировали это тем, что даже такие иномарки в условиях северного климата и бездорожья надежнее отечественных машин. Это приводило к серьезным скандалам, поскольку подобные покупки были сопоставимы с бюджетами поселений.
Вместе с тем автобаза правительства республики укомплектована и старым транспортом, в числе которого немало "Волг", "Газелей" и "УАЗиков". По словам директора автобазы Сергея Григорьева, в течение последних трех лет она практически не обновляется. На этот год власти Якутии планировали выделить на закупку машин 48 миллионов рублей, но в итоге скостили сумму до 25 миллионов. Намерены закупить 12 УАЗов "Патриот" и шесть иномарок представительского класса. Жители региона считают это расточительством, а сами депутаты и чиновники утверждают, что ремонт старых машин обходится дороже.
На немолодой автопарк жалуются и в автохозяйстве правительства Кировской области. В нем даже есть "Волги", которым по 15 и более лет. Последний раз новые машины покупали в прошлом году - 10 иномарок обошлись казне в пять миллионов рублей. Рассматривался и вариант приобретения отечественных "Лада Приора", однако иномарки оказались дешевле вазовских машин из-за того, что шли в минимальной комплектации. "Тойота Камри" и "Форд Мондео", на которых сегодня ездят члены правительства, также были закуплены в "минимуме".
Исключение составляет "Ниссан Патрол" губернатора Никиты Белых. Однако это его личная машина, которую он использует в служебных целях и которая находится в безвозмездной аренде у автохозяйства.
Призывает к экономии и жительница небольшого свердловского города Ревда Светлана Романчук, которая недавно проводила голодовку. Она протестовала против покупки очередной иномарки для чиновников. Мэрия разместила заказ на Hyundai i40 на сайте госзакупок в конце октября 2015 года. Чиновники готовы выложить за железного коня 1,3 миллиона рублей, хотя дефицит бюджета Ревды достиг 80 миллионов рублей (!). Местные власти долго якобы не замечали голодающую в коридорах мэрии женщину, а потом заявили: "Имеем право!" Мол, автопарк администрации Ревды в настоящее время состоит из 10 машин. Мэр жалуется, что три автомобиля 2004 года выпуска, их пробег превысил 200 тысяч километров и требуется замена.
Когда речь заходит об автомобильных предпочтениях представителей власти, в Иркутске горожане вспоминают самого первого губернатора Приангарья Юрия Ножикова и его старенькую "Ниву", которую он всегда водил сам. Нынешние власти совсем не так скромны в потребностях. Да, служебный автомобиль мэра Иркутска Дмитрия Бердникова - отечественной сборки. Но далеко не "Лада" - городские чиновники предпочитают "Тойоту Камри". Японские машины закреплены и за иркутскими министрами. Правда, для поездок по бездорожью в гараже правительства имеются более проходимые внедорожники "Тойота Ленд Крузер". Глава региона перемещается на люксовом "Мерседес С-500". Его группа сопровождения ездит на "Лексусе".
Шиковать, впрочем, особо не приходится - заявки от чиновников на внедорожники по 2-3 миллиона рублей канули в прошлое. Предыдущий губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко запретил исполнительным органам госвласти и госучреждениям покупать за счет казны автомобили дороже 1,2 миллиона рублей.
С 1 января 2016 года ограничения по стоимости автомобилей станут обязательными для всех - на законодательном уровне. Так, руководители в ранге министра и замминистра не смогут передвигаться на машинах дороже 2,5 млн рублей. Руководители подразделений ведомств смогут приобрести автомобиль не дороже 1,5 млн рублей.
- Обязательно должны быть планки по сумме покупаемых автомобилей и других вещей, необходимых для исполнения служебных обязанностей, так называемые нормы положенности, - говорит Антон Гетта. - Если чиновник поймет, что за эту сумму он уже не сможет купить "Ленд Крузер", а будет смотреть в сторону "Лады". Тем самым стимулируется приобретение российских автомобилей.
Кстати, в ряде регионов чиновники показали удивительную способность подстраиваться под условия, связанные с ужесточением контроля над закупками. Автомобили премиум-класса они теперь не покупают, а берут в аренду вместе с водителями. При этом чиновники формально не нарушают "правил игры", но продолжают тратить бюджетные деньги. Это показал рейтинг, составленный активистами проекта "За честные закупки".
Лидером рейтинга стал минтранс Ростовской области, который объявил конкурс на аренду за счет бюджета 219 автомобилей на сумму более 55 миллионов рублей. В контракте указаны, в том числе, 45 седанов премиум-класса "Тойота Камри": один из них по цене 1694 рублей за час работы, а остальные всего по 635 рублей в час. Согласно документам закупки, цена аренды за все остальные машины составляет от 524 до 1353 рублей.
В ростовском ведомстве оправдываются, что в "черный" список попали из-за некорректной трактовки стоимости одного часа работы автомобиля "Тойта Камри.
- Это - дежурная машина правительства области, работает в круглосуточном режиме. Поэтому в стоимость оплаты - 1694 рубля - заложена зарплата четырех водителей, а не одного, - объясняет "РГ" пресс-секретарь регионального минтранса Инна Бабаян.
В рейтинг также попали заксобрания Пермского края, Ленинградской, Ростовской и Тверской области.
Антон Гетта предлагает бороться с ухищрениями чиновников все тем же способом - законодательными ограничениями.
- Мы будем предлагать следующий вариант: арендуемая машина не должна по стоимости превышать планку, установленную для покупки, - говорит он. - Аренду нужно прописывать четче.
Тогда, возможно, у чиновников будет еще меньше шансов тратить бюджетные деньги на свой собственный комфорт.
Подготовили Ольга Дмитренко, Анна Бондаренко, Светлана Песоцкая, Владимир Таюрский, Андрей Андреев, Екатерина Дементьева, Ирина Варламова, Светлана Добрынина