Замминистра транспорта Виктор Олерский заявил, что ни один судовладелец не примет инвестиционного решения, если есть объективные препятствия для роста его бизнеса. Сегодня же в сфере внутренних водных перевозок множество очевидных факторов экономического риска для всех участников рынка: это инфраструктурные ограничения, касающиеся в первую очередь Нижнего Дона и среднего течения Волги. Они не позволяют обеспечить предсказуемость глубин на фарватерах, что приводит к снижению провозной способности речного флота и потерям доходов судовладельцев. "Локальные, казалось бы, проблемы в инфраструктуре наших речных путей запускают длинную цепь негативных последствий, - подчеркнул замглавы минтранса. - Судоходные компании не обновляют флот, судостроители не получают заказы, идет падение по всем смежным отраслям, сокращаются тысячи рабочих мест и наносится ущерб экономике всей страны".
Замруководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк согласился, что инфраструктурные ограничения и недостаточное качество внутренних водных путей являются основным препятствием для эффективной работы речного флота и не позволяют использовать его очевидные преимущества в сравнении с другими видами транспорта. При этом потенциал водных путей огромен - еще в 1990 годы объем перевозок по ним доходил до 600 млн тонн в год, но за прошлый год по ним было перевезено всего 124 млн тонн. Реализация поручения правительства на полное нормативное содержание внутренних водных путей и устранение лимитирующих судоходство участков позволит не только увеличить грузооборот, но и станет для судовладельцев стимулом к обновлению флота.
"Начало работам по устранению лимитирующих участков на единой сети глубоководных внутренних водных путей было положено в 2008 году строительством второй ветки Кочетовского гидроузла на Дону. В результате на треть удалось увеличить грузоперевозки на этом участке. В прошлом году начато проектирование низконапорной плотины в районе Нижнего Новгорода. Реализация этого проекта позволит навсегда решить проблему с глубинами на средней Волге, - подчеркнул Виктор Вовк. - Минтранс и Росморречфлот настаивают на включении в ФЦП "Развитие транспортной системы России" проекта строительства Багаевского низконапорного гидроузла на нижнем Дону, появление которого практически полностью снимет проблемы с обмелением донских фарватеров. Строительство линии шлюзов на Нижнесвирском гидроузле позволит устранить лимитирующий участок на Волго-Балтийском канале. Все эти и ряд других работ по улучшению условий внутреннего судоходства совершенно реально выполнить при 100-процентном финансировании.
Еще одним подспорьем развитию наших водных путей, считает Виктор Вовк, станет принятие закона "О региональных внутренних водных путях", который даст возможность заинтересованным субъектам РФ самостоятельно финансировать как их содержание, так и участвовать в федеральных отраслевых проектах. Дополнительным плюсом будет продление действия постановления правительства N 383 о субсидировании затрат на уплату процентов по кредитам, выданным судоходным компаниям на строительство новых судов, а также введение института судового утилизационного гранта.