Новости

15.12.2015 00:42
Рубрика: Экономика

Сборная корзина

Россияне покупают товары в складчину
E-commerce в условиях кризиса остается самым динамично развивающимся сегментом рынка розничной торговли. По данным совместного исследования Яндекс. Маркета и компании GfK Rus, за 2015 год объем онлайн-продаж электроники и бытовой техники в рублях вырос на 3%, в то время как в офлайне продажи упали на 13%.

Продажи товаров повседневного спроса в онлайне выросли в рублях на 55%, а в офлайне - на 14%. "Очевидно, что в кризис потребительские настроения падают. Но онлайн-торговля продолжила расти за прошедшие 12 месяцев. Большую часть в онлайн-покупках россиян занимают одежда и обувь - 19%. Главным изменением в географии розничной онлайн-торговли стал резкий рост популярности китайских интернет-магазинов. За 2015 год услугами китайских продавцов воспользовались больше половины опрошенных покупателей - это на 30% больше, чем в 2014 году. Важно, что российские интернет-магазины по-прежнему востребованы: более 90% покупателей делают в них заказы, - рассказал глава компании GfK Rus Александр Демидов. - Средняя стоимость покупки в российских и англоязычных онлайн-магазинах составляет 6520 рублей, в китайских - 2439".

Чаще всего пользователи заказывают товары через компьютеры, но их доля по сравнению с прошлым годом снизилась на 5%, а доля заказов со смартфонов и планшетов, наоборот, выросла на 5%. Из всех способов доставки наиболее популярным является самовывоз, набирают обороты почтоматы.

Новым трендом потребительского поведения стали покупки в складчину. За последний год 22% опрошенных хотя бы раз совершали совместные покупки в Интернете. Чаще всего они заказывали одежду и обувь, товары для детей и косметику. Главный мотив совместных покупок - скидки за оптовый заказ и низкая стоимость доставки. Такой способ заказа товаров распространен в маленьких городках.

Основные мотивы совершения покупок в российских интернет-магазинах - экономия денег и времени, наличие товаров, которых нет в офлайн-магазинах, и широкий ассортимент. "Число интернет-пользователей растет все медленнее, поскольку проникновение сети уже очень широкое. Но для интернет-торговли еще есть хороший потенциал, так как разница между приходом человека в сеть и началом онлайн-покупок обычно составляет три года. Сейчас доля электронной торговли во всем объеме ретейла в России составляет 3,5%, в США - 9%, - рассказал руководитель Яндекс.Маркета Павел Алёшин. - В России большинство онлайн-покупателей заказывают мелкую бытовую технику, электронику, товары для автомобилей. Популярность стали набирать такие категории товаров, где возможен выбор по параметрам. Хорошую динамику, например, показывает рынок детских товаров - он прирастает на 30-40% ежегодно".

Эксперты отрасли считают, что для развития онлайн-торговли отечественным интернет-магазинам нужно развивать сотрудничество и логистику в регионах, открывать представительства. "Сегодня e-commerce идет к максимальному упрощению цепочки "производитель - продавец - покупатель". Новая стратегия - M2C - от производителя к покупателю, - добавил президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов. - Объем внутренних почтовых отравлений за 2015 год снизится, по нашим подсчетам, на 25%. Общий рост международных отправлений составит около 40%. Россия - лучшая страна для развития дистанционной торговли, поскольку у нас много отдаленных и малонаселенных городов и сел, где невозможно построить сетевые офлайн-магазины. Но для роста онлайн-покупок в регионах нужная хорошая логистика".

Инфографика "РГ" / Мария Пахмутова / Юлия Воронина
Экономика Товары и цены Digital Интернет