Словом, как при оформлении полиса ОСАГО, который ни одна страховая компания не выдаст, если машина не прошла техосмотр. Но беда в том, что за исправностью автомобиля большинство владельцев следят гораздо аккуратнее, чем за собственным здоровьем. Если ничего не болит, мало кто из москвичей отправится к доктору. Результат: самые тяжелые заболевания, которые стоят сегодня на первом месте среди причин смертности в столице - сердечно-сосудистые и онкология, - выявляются уже на поздних сроках, когда больному трудно помочь. Изменить ситуацию могла бы диспансеризация населения, при которой полный осмотр все россияне должны проходить каждые три года. Но ведь принудительно к врачу никого не приведешь! А привычка следить за собственной "исправностью" у нас ну никак не вырабатывается!
Вот и поставил Минздрав России задачу провести полную диспансеризацию страны за три года, доводя план обязательного осмотра для каждого лечебного учреждения. Итог известен: начались приписки. Собственно, как справедливо напомнила министр здравоохранения Вероника Скворцова, они были всегда, еще и в советскую пору. Только тогда о них мало кто знал. Для того чтобы остановить вал этой липовой диспансеризации, в Москве - одном из первых регионов страны - дали пациентам онлайн-доступ к данным, какими они на протяжении года воспользовались медуслугами. Вот тут-то и всплыла липа! Люди, годами не переступавшие порога поликлиники, обнаружили, что регулярно сдают все анализы, проходят дорогостоящее обследование на высокотехнологичной технике. А страховые компании платят за эту фальшивку лечебным учреждениям.
Автор этих строк, зарегистрировавшись на портале госуслуг и получив статус подтвержденного пользователя (это хлопотно, так как нужно дойти до центра обслуживания пользователя, а их немного), а затем зайдя в личный кабинет на сайте Московского городского фонда обязательного медицинского страхования (МГФОМС), тоже узнала про себя немало интересного. Например, оказывается, в этом году я посетила два центра здоровья в разных округах - Западном и Северном с разницей в неделю, притом что по закону москвич по системе ОМС может посещать такие центры только раз в год, а далее уже за собственный счет. Тем не менее за эти два "липовых" посещения в бюджет медучреждений ушло 1,5 тыс. руб. Деньги невелики, но если помножить их на 12 миллионов жителей столицы, то сумма получится немаленькая.
Первый результат прозрачности работы ОМС очевиден: приписки больше незамеченными не проходят! Как рассказал "РГ" директор МГФОМС Владимир Зеленский, в их фонд от москвичей поступило уже 29 тысяч сообщений о не оказанных, но оплаченных медуслугах.
- Совместно с департаментом здравоохранения Москвы с сентября мы организуем проверки по каждому обращению - продолжал он. - Проверили 2,5 тысячи сообщений, в 90% случаев факты липовых медицинских услуг подтвердились.
8 из 11 страховых компаний, работающих в столице по системе ОМС, за невнимание к жалобам москвичей, отказ провести медико-экономическую экспертизу или экспертизу качества медпомощи, оштрафованы на 25,8 млн руб. Какие меры наказания изберет департамент для поликлиник - любителей приписок, пока неизвестно.
Но Леонид Печатников одну меру уже предпринял. "Фиктивные результаты диспансеризации нам не нужны, нам нужна правда о здоровье населения", - заявил он. И под свою ответственность отменил 10 декабря утвержденный Минздравом России план по оказанию медуслуг для столичных лечебниц в части диспансеризации и вакцинации.
Что же касается предложения заммэра привязать диспансеризацию к плановой замене полиса ОМС, не все так просто.
- По законодательству в нашей стране полис ОМС бессрочный, плановой замены у него нет, - пояснил "РГ" Зеленский. - Меняют полис (не важно, какого он образца, старого, нового или электронный) только в случае, если человек сменил фамилию-имя-отчество или место проживания. Тогда по закону в течение месяца он обязан уведомить страховую компанию. Это правило для всей страны.
В столице же из 12 млн застрахованных москвичей 7,5 млн до сих пор пользуются полисами образца 1998 года, а остальные - полисами нового образца и электронными полисами. Значит, чтобы сделать при выдаче полиса обязательным прохождение диспансеризации, нужно ввести срок его годности федеральным законом. Ну и как же тогда быть с правами человека? Это ведь в конце концов личное дело каждого - когда и по какому поводу идти к доктору?
Наверное, лучше все-таки россиянам понять, что плановое обследование их здоровья нужно в первую очередь им самим, а не чужому дяде.
Председатель комиссии по здравоохранению Мосгордумы Людмила Стебенкова предлагает для привлечения москвичей к диспансеризации сделать лечение платным для тех, кто вовремя не обследовался. А также материально наказывать работодателей, которые не отпускают работников на обследование, хотя оно занимает всего один день раз в три года.
Кстати
Пожаловаться на приписки со стороны медперсонала на "горячую линию" МГФОМС по телефону: 8 (495) 952-93-21 или на сайт www.mgfoms.ru или в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).