Директор Центра государственно-частного партнерства Банка ГПБ Константин Батунин указал, что ГЧП удобно тем, что обеспечивает сбалансированное распределение рисков, обязательств и доходов между участниками реализуемых на его базе бизнес-проектов в зависимости от той роли, которую они играют. Он обратил внимание, что проекты, реализуемые по принципу ГЧП, можно разделить на коммерческие, когда предполагается получение выручки от традиционной деятельности объекта, который создается в результате партнерства, и затратные - они не предполагают выручки и, по сути, представляют собой рассрочку платежа для региона. При этом со стороны регионов есть на сегодня огромный спрос и на первый, и на второй тип проектов.
- Если речь идет о коммерческой схеме, то регион получает возможность создавать необходимые ему объекты и при этом не нести финансовые издержки. Если же применяется затратный принцип, то он находит применение в создании объектов социальной инфраструктуры, например, детских садов или школ, - подчеркнул Константин Батунин. - Также по некоммерческому принципу нередко реализуются дорожные проекты, которые не предусматривают взимания платы с населения за пользование ими.
Другая сфера, проекты в которой востребованы в регионах, но реализация которых сегодня затруднена, это, прежде всего, ЖКХ. Здесь, по мнению Константина Батунина, главным тормозом является неготовность инвесторов и банков брать на себя муниципальные риски.
- Как одно из обязательных условий нам требуется, чтобы эти риски регион разделял, - подчеркнул он. - На сегодня это по проектам, связанным с ЖКХ, практически невозможно. Изменение ситуации будет возможно в случае внесения уже подготовленных поправок в концессионное законодательство, когда регион сможет выступать наравне с муниципалитетом в качестве стороны партнерства. Это сбалансирует между участниками риски в рамках проектов и откроет дорогу для проектов в сфере ЖКХ на базе партнерства государства и бизнеса.
Также интересными для концессий являются проекты в области информатизации транспортной инфраструктуры, причем принять в них участие могут даже регионы с неблагополучным финансовым положением.
- Речь идет о создании парковочных мест, и очень востребованное направление - по фото- и видеофиксации нарушений ПДД, - пояснил Батунин. - Это фантастические по привлекательности проекты, которые быстро окупаются и при грамотном выстраивании быстро находят понимание у инвесторов.
Заместитель главы администрации Краснодарского края Сергей Алтухов подчеркнул, что в новых, существенно усложнившихся экономических условиях органам власти, в том числе и в регионах, следует провести серьезные изменения в концепции взаимоотношений с бизнесом и инвесторами. Он отметил, что сегодня от региональных властей требуется, прежде всего, повысить эффективность этой работы.
- Главное для инвестора - это гарантированный рынок сбыта продукции нового производства и снижение себестоимости, - подчеркнул он. - Последнее обеспечивается либо привлечением дешевых денег, что сейчас практически невозможно, либо снижением затрат. Региональные власти могут наиболее эффективно работать по второму сегменту. В Краснодарском крае мы создаем пакетное предложение. Что в него входит? В ближайшие два года на территории региона заработают 8 промышленных парков, в которых будет вся инфраструктура для размещения производства инвестора. Эти компании будут иметь налоговые преференции (ставки по некоторым их них будут обнулены), приоритетное право на государственные субсидии, банковские гарантии и другие формы господдержки. Мы понимаем, что это не выпадающие доходы регионального бюджета, а наши инвестиции в то, чтобы уже в среднесрочной перспективе эти вложения вернулись в виде новых рабочих мест, нового уровня развития промышленности края.
Кроме того, вице-губернатор Кубани отметил, что власти региона работают над тем, чтобы вокруг якорных инвесторов создавались компании-сателлиты. Это обеспечит организацию производства полного цикла, увеличит цепочку добавленной стоимости.
Сергей Алтухов добавил, что власти обеспечивают полное сопровождение инвестора на всех этапах реализации проекта:
- Формируя нашу модель взаимодействия с бизнесом и инвесторами, мы берем за основу наш опыт прошлых лет, опыт наших коллег из других регионов и, конечно, лучшие практики формирования инвестиционного климата стран с наиболее привлекательными условиями ведения бизнеса.