15.12.2015 12:03
    Поделиться

    Кто нарушает правила на воронежских рынках

    Почему поддержка местного бизнеса нередко идет вразрез с законом и чем можно испортить благую идею импортозамещения, рассказал на "деловом завтраке" в "РГ" руководитель управления ФАС по Воронежской области Владимир Рохмистров.

    Какими делами, какими проблемами вам запомнится этот год?

    Владимир Рохмистров: Много жалоб поступало на страховые компании по ОСАГО. Хотя регулятором является Центробанк, мы разбирались с каждым случаем и выносили предупреждение доминирующему субъекту - "Росгосстраху". Он добровольно исправлял нарушения в отношении конкретных лиц. Центральный аппарат ФАС рекомендовал другим регионам взять нашу практику на вооружение.

    Тревогу вызывал рынок жилищно-коммунальных услуг. В первую очередь, из-за появления в регионе нового игрока - "Единой процессинг-сервисной системы ЖКХ" (ЕПСС). Наши оппоненты заявляют, что это биллинговая система, через которую людям удобно осуществлять расчеты с поставщиками ресурсов. Но мы сделали запросы в ФНС, Центробанк, Росфинмониторинг и выяснили, что ЕПСС - обычная коммерческая организация. Она заключает договоры с управляющими организациями, собирает деньги населения на расчетный счет и распределяет их. Налицо согласованные действия. Изменены правила игры. ЕПСС ничего не должна собственникам жилья, не оказывает им услуг - и в то же время люди перечисляют ей средства. Причем компания зарегистрирована как платежный агент и имеет спецсчет, который не позволяет использовать деньги не по назначению. Так почему в квитанциях указан не специальный счет, а расчетный?

    Арбитражный суд признал нашу правоту. Воронежский опыт будут рассматривать на президиуме ФАС для тиражирования по стране. Коллеги в Смоленской области по аналогичному делу прошли все инстанции, но управленцы в ЖКХ не хотят исполнять решения суда.

    Так, может, и у нас не будут исполнять?

    Владимир Рохмистров: Инструментов воздействия много. Во-первых, учредители ЕПСС - власти области и Воронежа. Мы их официально известим о том, что уже рассмотрено несколько дел о нарушениях, допущенных этим АО. Предложим дать оценку действиям руководства компании. Во-вторых, мы обратимся в минкомсвязи РФ: возможно, воронежское управление "Почты России" поторопилось заключить соглашение с ЕПСС. Ведь компания не готова работать по закону о единой информационной системе ЖКХ, где все расчеты открыты и прозрачны.

    Понимаете, когда этот субъект рынка только появился, все думали, что он будет работать как печатная машинка. А ЕПСС поставила на квитанции свой штрих-код, и только по нему средства могут прийти на расчетный счет. Вам не удастся заплатить в банке по штрих-коду отдельно водоканалу, энергетикам и так далее. Вот с газовой службой проблем нет - она выпускает свои платежки, собираемость высокая, все отношения регулируются напрямую между поставщиком и потребителем, жалоб нет. А про ЕПСС меня спрашивают и письменно, и по телефону, и на каждом приеме граждан…

    Обычно много дел у ФАС бывает связано с присоединением к сетям компаний-монополистов.

    Владимир Рохмистров: И 2015 год не стал исключением. Прецедентное разбирательство было по "Воронежоблгазу" - компания не подключала жилой дом, требуя, чтобы у каждого собственника квартиры был проект на внутреннюю систему газоснабжения. Это не предусмотрено никакими законами или нормативными актами. Суд поначалу нас не поддержал, но кассационная инстанция указала, что проект на "внутрянку" - дело добровольное. Есть он или нет - облгаз все равно должен будет проверить, соответствует ли ваше оборудование требованиям безопасности. Мы доказали, что компания установила излишний барьер, навязав гражданам большие расходы. Во многих регионах приостановили рассмотрение подобных дел, а теперь коллеги пойдут по нашим стопам.

    Мы писали о нареканиях ФАС в адрес воронежских и белгородских чиновников в связи с господдержкой аграриев. Где грань между протекционизмом и волюнтаризмом?

    Владимир Рохмистров: Поясню на примере. Недавно мы рассмотрели два дела в отношении облдепартамента транспорта по жалобам предпринимателей из Воронежа и Курска. Им не согласовали открытие маршрутов Воронеж - Уварово и Курск - Ростов. Под предлогом того, что автобусы пройдут за полчаса перед другим рейсовым транспортом и соберут пассажиров вдоль дороги. Суды уже не раз признавали подобные действия органов власти недопустимыми. А чиновник рассуждает: пусть люди мерзнут на остановке, но едут на "нашем" автобусе.

    Нет никаких "наших" и "чужих" - это равноправные участники рынка. Да и какие там потери! Я регулярно езжу из Воронежа в Липецк и обратно: ну, пару человек возьмут на трассе… "Наш" перевозчик проследует от Курска до Воронежа, "их" - от Курска до Ростова. Жителям Воронежской области будет удобно садиться в автобус у себя в районе. То же самое со вторым маршрутом: люди жалуются на отмену рейсов Борисоглебск - Уварово, а выясняется, что это чиновники не дают перевозчику работать. Похожая история была с рынком сахара: заводы брали на переработку свеклу у "своих" хозяйств по одной цене, у "чужих" - по более низкой. Теперь условия для всех равны.

    Расскажите о наиболее ярких нарушениях в сфере госзаказа.

    Владимир Рохмистров: Таких дел было множество. Традиционна, увы, ситуация, когда девять из десяти заявок на участие в конкурсе отклоняются - запятую не там поставили, характеристики не те указали… Показательный процесс мы выиграли в кассации. Заказчик не указал параметры необходимых ему стройматериалов, выставив общие требования по ГОСТу. А потом не допускал к торгам компании, которые не написали точно, какого размера будет песок, галька и так далее. Суд объяснил, что придирки незаконны.

    Пока на рынке не будет хотябы 20 процентов ввезенной продукции, эгоизм местных производителей не истребить

    Интересная ситуация связана с решением исполнительных органов власти Воронежской области укрупнить лоты при закупке продуктов питания для соцучреждений, школ и больниц. Цель была понятна - сэкономить. Себестоимость размещения одних торгов - от 20 до 40 тысяч рублей. Мелкие лоты выставлять неэффективно. Но когда объединяют поставки какого-либо продукта по всей области, количество участников торгов явно ограничивается. Это удар по малому и среднему бизнесу. Поставщику ничего не остается, как искать субподрядчиков - что ставит под угрозу качество товара и логистики. Вдобавок множество фирм оказалось в реестре недобросовестных поставщиков только потому, что местные производители после заключения госконтрактов вдруг начали требовать предоплаты.

    Перестроить схему нелегко, да и производителям это в конечном счете невыгодно: при переходе на предоплату объемы продаж падают. Власти региона приняли наши аргументы и оптимизируют структуру закупок.

    Замечу, что в Воронежской области выработана удачная форма взаимодействия между контролирующими и правоохранительными органами именно по госзакупкам. Серьезные нарушения удается предотвратить.

    В Воронеже общественники регулярно проводят оценку качества тех или иных продуктов, выявляют фальсификацию - то сметаны, то колбасы. Подделка считается недобросовестной конкуренцией?

    Владимир Рохмистров: Да, и мы возбуждаем дела по материалам Роспотребнадзора и Торгово-промышленной палаты, налагаем штрафы. Но тут есть нюанс. Зачастую в прессе поднимают шум, когда фальсификат оказывается из-за пределов региона. С подобной информацией надо быть осторожным. Производителя из любой местности можно поймать на нарушениях и сделать ему мощную антирекламу. Я против кампанейщины: "У нас все хорошо, у соседей все плохо!" В других регионах кричат то же самое. И такой "патриотизм" тоже может быть проявлением недобросовестной конкуренции. Лучше сообщать в торговые сети о системных нарушениях конкретных фирм. Закон позволяет снимать некачественный товар с полок, штрафовать производителя вплоть до дисквалификации. К слову, жалобы на ретейлеров по-прежнему поступают, но не глобальные.

    Как повлияло на уровень конкуренции в регионе введение санкций, курс на импортозамещение? Не создаются ли предпосылки для появления новых монополистов?

    Владимир Рохмистров: Они уже появились! Некоторые местные производители обрадовались, что им освободили рыночные ниши, и решили на этом нажиться. Я на одном совещании в облправительстве даже предложил лишить субсидий тех растениеводов, кто получил господдержку и при этом с сентября по декабрь резко повысил цены на свою продукцию, обогнав сезонное подорожание. Я не против субсидий - я за то, чтобы они шли на развитие. Увы, пока на рынке не будет хотя бы 20 процентов импортной (или хотя бы ввезенной из-за пределов региона) продукции, эгоизм производителей не истребить.

    На чем УФАС сосредоточится в будущем году?

    Владимир Рохмистров: Доведем до конца дело с ЕПСС, будем добиваться прозрачности распределения субсидий в сельском хозяйстве. Надеюсь, на агропродовольственных рынках все-таки наладится конкуренция, и господдержку получат действительно высокотехнологичные проекты. С 5 января вступят в силу новые нормы закона: вместо того, чтобы сразу привлекать к административной ответственности за нарушения, будем начинать с предупреждений. Практика показывает, что это эффективнее.

    Поделиться