15.12.2015 20:02
    Поделиться

    В каком регионе СЗФО проводят больше всего ярмарок

    В некоторых регионах Северо-Западного федерального округа в 2015 году снизилось количество проводимых сельскохозяйственных ярмарок. Подобную ситуацию власти стараются держать под контролем, потому что в современных условиях поставлена конкретная задача по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве, сбыту отечественной продукции без посредников, когда качественные фермерские товары поступают напрямую потребителю.

    В Карелии, например, продажа на розничных рынках и ярмарках упала на 64 процента, доля от общего объема снизилась более чем вдвое. Как считают эксперты, это объясняется общим спадом розничной торговли и ликвидацией рынков в Карелии как таковых.

    В Петрозаводске до недавнего времени насчитывалось до десятка рынков во всех микрорайонах. Покупателей привлекали вполне приемлемые цены и возможность выбрать товар. Потом администрация городского округа приняла решение о закрытии этих мест, больше похожих на "шанхаи". Перед арендаторами территорий, на которых располагались рынки, поставили задачу: до определенного времени возвести стационарные объекты. Рынки позакрывали, а здания или недостроили, или решили вообще не возводить.

    - За это время торговля в основном переместилась в магазины, супермаркеты или киоски, - сказал корреспонденту "РГ" экономист Валерий Никонов. - Поэтому и стоят возведенные двухэтажные коробки невостребованными. Да и покупатели отвернулись от рынков с антисанитарией, ярмарок, вынесенных из центра города в неудобные микрорайоны. К тому же в Петрозаводск пришли популярные сетевые магазины, предлагающие овощи и фрукты в ассортименте и по нормальным ценам.

    Что касается сельскохозяйственных ярмарок, то их проводят традиционно один раз в год и иногда перед праздниками в микрорайонах города. Туда зазывают фермеров и местных производителей. Но в итоге на последней осенней ярмарке многие продавцы так и не смогли реализовать привезенную продукцию, а обычных садоводов там вообще не было. Это слишком затратное для них мероприятие. Плюс ко всему подсуетились торговые сети, которые снизили цены на овощи и фрукты. Поэтому покупатели и выбирали товары поближе к дому, значительно понижая ярмарочные показатели.

    В Санкт-Петербурге подобная торговля пользуется популярностью. Но потенциальные покупатели не знают и не могут добиться ответов от чиновников, как им отличать настоящих фермеров и садоводов от перекупщиков импортных товаров и как контролировать безопасность выращенных на приусадебных участках овощей и фруктов. В городе лишь с 2017 года заработает закон о проведении ярмарок. Он наконец-то обозначит четкие критерии взимания штрафов за незаконную ярмарочную торговлю. Тогда, считают специалисты, нелегальных базаров с сомнительным товаром станет значительно меньше. Пока же в Петербурге участие в сельскохозяйственных ярмарках окупить проблематично, потому что организаторы ставят слишком высокие планки.

    И подобная практика существует практически во всех городах федерального округа. В качестве положительного примера можно привести разве что Вологодскую область, где ярмарочная торговля заняла свою нишу. Если провести небольшой исторический экскурс, то по-настоящему народные ярмарки впервые появились здесь еще в 1998 году, а в 2002-м в Великом Устюге в рамках нового проекта "Российские губернаторы в глубинке" состоялась Прокопьевская ярмарка. Экономический эффект от количества туристов и проданных товаров был такой, что региональное правительство издало постановление о проведении подобных ярмарок в других районах. Сегодня в области лидирует Вологда, здесь проводят самое большое количество ярмарок в год. Традиционно дважды в месяц они открываются недалеко от городского рынка на улице Батюшкова. Как прокомментировал один из руководителей рынка Андрей Николаев, производители получают возможность выходить на большие ярмарочные улицы и площади. Их продукция пользуется огромным спросом у людей, стимулирует аграриев на подъем сельского хозяйства.

    - В 2015 году на Вологодчине уже зафиксировано более одной тысячи ярмарочных мероприятий. Мы и дальше будем заниматься организацией подобной выездной торговли, чтобы исключить посредников из торговой цепочки от производителя до потребителя, - сказал на "прямой линии" губернатор региона Олег Кувшинников.

    Впрочем, по данным статистики, число сельскохозяйственных кооперативных рынков в прошлом году в России выросло на 1,7 процента - до 407, специализированных продовольственных ярмарок - на 9,5 процента - до 1787. Снижение числа ярмарок наблюдается только в двух округах - Южном и Северо-Западном. Как считают эксперты, здесь важна не только материальная поддержка властей, создание условий для проведения ярмарок (оборудование необходимых территорий, торговых точек, транспортная доступность, льготы для местных производителей), но и другие условия. Такими мерами могут стать окружная и региональные оптовые ярмарки сельхозпродукции - площадки, на которых производители и потребители заключают договоры поставок. Соблюдение всех договоров возьмет под контроль ярмарочный комитет. При этом участники торговли получали бы более благоприятные условия при заключении договоров и осуществлении сделок.

    - И, кстати, подобную оптовую ярмарку пытались организовать в Северо-Западном округе еще в 2008 году. Тогда это не получилось, у торговых компаний не было заинтересованности. Сегодня ситуация изменилась: государство ограничило импорт продовольствия и взяло курс на обеспечение граждан отечественной продукцией. А ярмарочная торговля является одним из важнейших инструментов импортозамещения, - заявил на круглом столе помощник полномочного представителя президента РФ в СЗФО, инвестиционный уполномоченный Сергей Зимин.

    Прямая речь

    Виктор Евтухов, заместитель министра промышленности и торговли РФ:

    - Мы работаем над развитием всех форматов торговли, а не только ярмарок. Просто ярмарки - это самый быстрый, простой и эффективный способ "вытащить" на рынок продукцию мелких и средних хозяйств, хозяйств населения. Развитая ярмарочная торговля позволит нарастить их производство. Кроме того, ярмарки, по сути, являются эффективными бизнес-инкубаторами, то есть инфраструктурой, позволяющей с минимальными затратами и рисками начинающим предпринимателям открывать торговое дело, а мелким отечественным производителям получать дополнительные и гарантированные каналы сбыта с последующим расширением своих производств.

    Принцип работы государственной ярмарки - пригласить всех, ни одна заявка на участие в ярмарке не должна быть не удовлетворена. Кроме того, необходимо развивать институт профессиональных организаторов ярмарок, приоритет должен быть закреплен за отраслевыми профессиональными союзами.

    Поделиться