Однако и южане тоже освоили азы финансовой грамотности и стали гораздо меньше пользоваться услугами кредитных организаций. Самыми расчетливыми оказались жители Волгоградской области, которые взяли потребительских кредитов на 9,7 процента меньше, чем в прошлом году. На одну десятую отстали от них в этом рейтинге жители Дона (9,6 процента). В остальных субъектах кредитный портфель также похудел. Даже в Калмыкии, которая считалась одной из самый закредитованных республик, количество выданных потребительских кредитов уменьшилось на 3,1 процента.
Однако отказ от банковских услуг не привел к уменьшению суммы среднего кредита. Она выросла на 3 - 9 процентов. Самый большой чек у жителей Дона и Кубани (около 180 тысяч рублей), а меньший - в Астраханской области (154 тысячи рублей).
- Волатильность в экономике стимулирует граждан более осторожно относиться к своим обязательствам, все больше людей предпочитают отказываться от кредита в пользу стратегии накопления. Этому способствуют, в том числе, и возросшие ставки, прежде всего, на необеспеченные кредиты. Их рост произошел в начале года после повышения ключевой ставки Банка России, и, несмотря на поэтапное снижение на протяжении года, ставки остаются выше значений 2013 - 2014 года, - сообщил "РГ" директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй Алексей Волков.
Возможно, также на снижение количества потребительских кредитов повлияли изменившиеся правила игры, ведь теперь банки и другие финансовые организации обязаны при заключении договора показывать все проценты и комиссии. Оформляя договор, клиент видит, что вместо обещанных рекламой 17 - 19 процентов в конечном итоге ему придется заплатить 55 - 57 процентов. Желание переплачивать огромные суммы, как правило, исчезает.
По мнению финансовых экспертов, на снижении кредитного портфеля также сказались различные распродажи, акции и интернет-торговля, благодаря которой у россиян появилась возможность приобретать потребительские товары за рубежом. Кроме того, сами кредиторы стали более внимательно относиться к отбору заемщиков. Банки предпочитают иметь дело с "удобными" клиентами, имеющими хорошую зарплату и обеспечивающими свой кредит залогом - квартирой или машиной.
К банковской системе "Сигнал" подключены счета около 20 миллионов заемщиков и индивидуальных предпринимателей. Информацию об изменениях в кредитных историях банки (а их уже более ста) получают в режиме онлайн. В первом случае кредитор имеет возможность получать в режиме реального времени информацию о том, как его заемщик взаимодействует с другими кредиторами. Система автоматически выдает данные о всех "телодвижениях" заемщиков. Она, например, предусматривает 17 вариантов событий, по которым тут же формирует сигнал, в том числе по просрочке с оплатой или изменением платежа по кредиту. Чем больше заемщикам приходится обслуживать кредитов, тем выше у них риск просрочки. Есть сигналы, которые предупреждают о позитивных событиях в историях клиентов.
При помощи индустриального скоринг-бюро НБКИ кредитор оценивает вероятность дефолта заемщика не только на этапе рассмотрения кредитной заявки, но и в процессе обслуживания долга. Перечисленные инструменты помогают кредитору более обоснованно отбирать клиентов для предложения им кредита и управлять риском, например, путем изменения лимита по кредитной карте.