По официальным данным, в России около 300 тысяч слепых и слабовидящих. По неофициальным - не меньше миллиона. Читать и писать они могут только с помощью шрифта Брайля: буквы выкалываются на бумаге специальными грифелями, и человек "читает" подушечками пальцев. Из-за того что у незрячих не развито пространственное воображение, учить детей письму сложно. Они сначала накалывают зеркально текст на листе бумаги, а потом, переворачивая лист, ощупывают получившийся шрифт.
Инженер центра инклюзивного образования Тюменского госуниверситета Айдар Фахрутдинов привез электронное устройство "Сиолл" для обучения слепых и слабовидящих детей. Оно напоминает толстую книгу. Позволяет сразу писать и "видеть" текст, исправлять "опечатки". Прибор годится и для дистанционной работы. Новинку можно использовать как электронную книгу и как аудиоучебник.
Интересное оборудование для уроков биологии, географии, занятий в кружках показал Севастопольский госуниверситет. Это установка для выращивания микроводорослей, в том числе спирулины: два плоских "аквариума" - фотобиореактора. Есть система освещения, газообеспечения, подачи питательной среды, регулятор температуры.
- Все рассчитано, подобраны все элементы для роста водорослей. Установка стоит 72 000 рублей и позволяет получать 1,2 г биомассы водоросли ежедневно, - рассказывает сотрудник лаборатории молекулярной и клеточной биофизики СевГУ Татьяна Новикова.
Кстати, сегодня биомассу спирулины производят более чем в 60 странах мира, а в Японии принята госпрограмма, по которой каждый житель должен ежедневно съедать по одной порции водорослей. В России производство спирулины пока есть только в Сочи и на предприятии при МГУ. Маленькая баночка водорослей - от 1300 рублей. Чуть побольше - уже от 2 до 3 тысяч. Так что на лабораторных занятиях в школе ребята смогут получать не только знания по биологии, но и учиться азам экономики и бизнеса.
В России в кружках технического творчества занимаются всего 5 процентов школьников. А надо - не менее 20 процентов детей. Инженеры Горно-Алтайского госуниверситета показали, чем и как можно привлечь детей к техническому творчеству.
- Создание робота - хороший способ заинтересовать ребят электроникой, программированием, - говорит сотрудник вузовской лаборатории робототехники Дмитрий Кудин. - Можно использовать на занятиях готовые конструкторы, а можно самим сделать модель робота, который, допустим, будет собирать по команде монетки с пола.
Для этого достаточно игрушечной машинки с моторчиком и микроконтроллера, который продается в любом магазине радиодеталей. А вот еще пример: с помощью старого дисковода и фотоаппарата можно сделать прибор для съемки, скажем, в кружке биологии, когда детям надо снять фазы роста растения". Такое "чудо техники" инженеры тоже представили на выставке.
Студенты и аспиранты Томского политеха участвовали в разработке необычного прибора бетатрона, который может быть очень полезен спецслужбам. Прибор основан на аналогах рентгеновского излучения. Но, допустим, вагон рентгеном не досмотришь, а бетатроном можно.
- Мы можем получить изображение в 3D, узнать химический и физический состав объекта, - пояснил проректор Томского политеха Александр Дьяченко.
Бетатрон может "просветить" лист стали толщиной 30 см, совершенно не повредив его.
Практически все разработки, представленные на выставке, сделаны в инжиниринговых центрах, лабораториях робототехники или малых инновационных предприятиях, открытых при вузах.