Рабочий визит специалистов Chevron в головную научную организацию "Транснефти" состоялся по программе обмена опытом между российской и американской компаниями. Сотрудникам НИИ было что показать и чем удивить зарубежных коллег.
Директор центра мониторинга и методологии обследования трубопроводных систем "НИИ Транснефть" Виталий Суриков познакомил американских коллег с новыми разработками для прокладки нефтепровода надземным способом - конструкциями опор, системами термостабилизации грунтов, а также с уникальной системой мониторинга трубопроводов, проложенных в сложных геологических условиях.
- Основное отличие нашей системы, например, от той, что применяется на Трансаляскинском нефтепроводе, в наличии специализированной системы расчетов последствий сейсмических воздействий, которая на основании данных сейсмостанций проводит автоматический расчет напряженно-деформированного состояния трубопровода, - пояснил он.
Таким образом, система сама - без участия человека - способна оценить состояние нефтепровода, отдельных зданий и сооружений после подземных толчков и в совокупности с другими данными определить допустимое рабочее давление в трубе, "сказать", можно ли запускать магистраль в работу. Начальник управления инноваций и координации НИОКР "НИИ Транснефть" Наталья Егорова показала американским коллегам различия российских и международных стандартов в области проектирования, строительства и эксплуатации магистральных трубопроводов. К примеру, проектировщики трубопровода Keystone в США выбрали для него высокопрочную трубу с уменьшенной толщиной стенки, а их российские коллеги, проектировавшие нефтепроводную систему "Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО)", наоборот, понизили класс прочности трубы, одновременно увеличив толщину стенки на 4%. В результате надежность трубопровода ВСТО нисколько не уменьшилась, но при этом получилось сэкономить более 530 млн долл.
Глава делегации Chevron, менеджер по зарубежным трубопроводным проектам Марк Ренд признался, что впечатлен разработками российских коллег.
- Мы получили много информации и предложение о сотрудничестве, что, безусловно, соответствует нашему общему стремлению к обмену и к возможности учиться друг у друга, - сказал он. - И конечно, нас поразил ваш серьезный научный подход, то, как тщательно вы оцениваете работу трубопроводов, исследуете каждый сантиметр трубы.
Юрий Лисин, генеральный директор "НИИ Транснефть": НИИ транспорта нефти и нефтепродуктов объединяет вокруг себя всю науку о трубопроводном транспорте, все передовые исследования в нашей стране. Основная наша деятельность сосредоточена на изучении трубных сталей, поскольку это имеет непосредственное отношение к вопросу безопасной работы длительно эксплуатируемых трубопроводов. Со своей стороны "НИИ Транснефть" готов оказать методическую помощь по многим вопросам, затрагивающим производственные процессы трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов.