О том, как произошел резкий поворот в его баскетбольной жизни, о первых шагах на посту главы РФБ и о том, что нужно сделать для популяризации своего вида спорта в России, Андрей Кириленко подробно рассказал, когда на днях был гостем редакции "РГ".
Завершая прошлый сезон, могли представить, что скоро окажетесь в кресле президента РФБ?
Андрей Кириленко: Я знал, что буду заканчивать карьеру. Травмы есть травмы: продолжать играть "на одной ноге", с больной спиной мне не хотелось. Естественно, думал о том, что делать дальше. Изначально меня привлекала перспектива сосредоточиться на своем благотворительном проекте. Но ситуация в российском баскетболе сложилась таким образом, что у меня появилась возможность попробовать свои силы на должности президента федерации. И я решился, потому что вижу, что можно изменить и исправить в нашем виде спорта.
Как семья отнеслась к вашему выбору?
Андрей Кириленко: Ничего не делаю в своей жизни, не посоветовавшись предварительно с семьей. Так вот и дети, и жена одобрили мои идеи. С женой я вообще всегда хотел поработать в одной упряжке: мы знаем, о чем говорим, у нас одинаковое видение по многим вопросам. Со своим образованием в сфере пиара и маркетинга Маша идеально подошла на должность руководителя соответствующего отдела в федерации. Одним из наших нововведений стал "Круглый стол": каждые два месяца мы приглашаем СМИ, чтобы отчитаться о проделанной работе за прошедший период.
К чему сложнее всего было привыкнуть помимо того, что к вам стали обращаться по имени отчеству?
Андрей Кириленко: У меня уже был некоторый опыт управления тем же благотворительным фондом, а также в бизнесе. Структурно и организационно большой разницы нет. Самое главное было - набросать план структуры и по нему искать людей. Костяк команды, 7-8 человек, у меня уже по старым проектам был. Плюс к ним добавились, на мой взгляд, сильнейшие люди из тех, что я видел в баскетболе за последние десять лет. Поэтому на сегодняшний день мне не о чем волноваться: за первые месяцы команда показала слаженность и огромный энтузиазм.
Среди всех бумаг, переговоров, звонков не возникает желания просто пойти побросать мяч в кольцо?
Андрей Кириленко: А что меня останавливает? Я могу это сделать в любой момент. Но, честно скажу, играть со взрослыми меня уже не тянет: только начинаю бегать, прыгать, как вылезают все болячки. Дайте мне год. Вот приведу себя в порядок, и может, снова захочется играть (смеется). А пока готов выходить на площадку разве что с детьми.
Насколько для вас важна поддержка власть имущих? Например, секретарь Совета безопасности Николай Патрушев поддерживает волейбол, глава администрации президента Сергей Иванов баскетбол любит...
Андрей Кириленко: Это, конечно, очень важно. Поддержка таких высокопоставленных лиц значительно облегчает жизнь, помогает многие вопросы решать быстрее. Но надо понимать, что у них и так дел невпроворот. Странно было бы дергать их по каждому поводу и просить решать наши проблемы за нас. Мы прежде всего сами должны делать хороший продукт. Чтобы людям было интересно поддерживать спорт, а не только потому, что так надо. Для меня показательный пример - Континентальная хоккейная лига. Уверен, российский баскетбол запросто может пройти тем же путем.
Недавно тренерский совет РФБ порекомендовал Единой лиге расширить российское представительство. Единая лига расценила это как вмешательство в свои дела...
Андрей Кириленко: По-моему было простое недопонимание, причем именно со стороны прессы. Считаю правильным не включать в турнир искусственным образом российские команды. Было немало примеров, когда клуб под предлогом развития российских игроков приходил в Лигу без зала и финансирования, начинал закупать иностранцев. Какой в этом смысл? Наконец важный момент в том, что почти все наши клубы, рвущиеся в Единую лигу, не умеют жить по средствам. То финансирование, которое есть, они не способны распределить на весь год. Начинают ярко, быстро, а на следующий год уже в яме. В лучшем случае лет через пять команда распадается. Другой вопрос, на который надо ответить нашим клубам: для кого они играют, для кого развивают российских игроков? Если на матч ходят пять с половиной зрителей, и это исключительно родственники играющих баскетболистов, то я против, чтобы такой клуб получал финансирование из того же региона. Информационная составляющая ноль, зал в ужасном состоянии - кому это нужно? Играйте тогда в любителях, если не тянете по условиям. Нужно жить по средствам.
Дело в том, что у нас не хватает квалифицированных менеджеров, или в чем-то еще?
Андрей Кириленко: В нашем спорте господствует установка на результат. Чтобы получить бюджет, необходимо во что бы то ни стало все выиграть. При этом не важно, что о команде никто не знает, игры без зрителей. А ведь город выделяет деньги на команду, чтобы люди могли получить развлечение. Чтобы они пришли, прониклись впечатлениями, а потом отдали своих детей в секцию. Это все взаимосвязано. Но никому не интересно, чтобы было красиво. Поэтому зритель не идет, спонсоры не помогают.
Пример жизни по средствам продемонстрировала РФБ, отказавшись от борьбы за право принять турнир мировой олимпийской квалификации. У вас, кстати, были знакомые, которые не поняли этого решения?
Андрей Кириленко: Были. Но как можно торговаться за путевку, которая стоит от 2 до 4 миллионов долларов, имея долги в 270 миллионов рублей? То есть почти те же 5 миллионов долларов. Получается, нам надо было еще залезть в долги? Нужно оперировать тем бюджетом, что есть. За три месяца нам удалось выплатить 30 миллионов рублей, более десяти процентов.
Какие-то сроки, когда будут погашены все долги, намечены?
Андрей Кириленко: Какой-то конкретной даты нет. Закладываемся примерно на шесть-восемь месяцев. То есть к старту следующего учебного года мы должны быть в нуле. И начать все сначала.
Попечительский совет РФБ помогает поиску спонсоров?
Андрей Кириленко: Попечительский совет, как вы знаете, воссоздан всего пару месяцев назад. И все планы, которые мы представили, были утверждены. Но РФБ последнее время слишком часто упоминалась в СМИ в негативном контексте, за организацией еще тянется скандальный шлейф. Поэтому пока у спонсоров нет особого желания идти к нам, они еще не верят в то, что происходит. Да и вообще я не сторонник просто так просить деньги. Все-таки мы должны что-то пробовать дать взамен. У нас действительно есть несколько хороших проектов. Тот же студенческий проект, который мы сейчас обсуждаем и с лигой АСБ, и с Международной студенческой лигой. Пока это в сыром варианте. Требуется время.
Можно много сделать для развития популяризации вида спорта в стране. Но у нас так заведено: о деятельности руководителя федерации судят по результатам национальных сборных...
Андрей Кириленко: Ну тогда мне бояться вообще нечего. Результатов вообще никаких не было за три года после лондонской Олимпиады. На самом деле, конечно, национальные сборные - это наше лицо. По своему опыту скажу: в сборной никогда никто не играл за деньги. Просто мы сейчас для игроков, которые привлекаются в национальную команду, должны сделать все возможное в плане условий проживания, питания и так далее. Женская сборная в ноябре уже провела два официальных матча. Я думаю, девушки довольны, как все было организовано со стороны РФБ.
Уже были разговоры, что бывший главный тренер мужской сборной Дэвид Блатт поможет команде в качестве консультанта. Такое возможно?
Андрей Кириленко: Конечно, а почему нет? Блатт, со своей стороны, готов помогать нам. Его помощь будет ценна с точки зрения информации по игрокам, выступающим в НБА. У него в "Кливленде" играет Тимофей Мозгов, Сергей Карасев выступает за "Бруклин". Блатт имеет возможность наблюдать за ними там и собирать информацию. С другой стороны, он много времени провел в сборной России и досконально знает наших игроков. То есть всегда может что-то подсказать.
Если сделать россиянином игрока класса Майкла Джордана, привлечь его в сборную, то у нас все потянутся в баскетбол?
Андрей Кириленко: Возможно все. Но если этот условный Майкл Джордан будет играть где-нибудь в нашем городе N, и на матчи с участием суперзвезды придут пару сотен человек, то сам этот баскетболист спросит нас: ребята, а зачем я сюда приехал? Сейчас главная задача - популяризация баскетбола. Мне нравится тенденция последних двух месяцев на телевидении. Баскетбола показывают много. В то же время идут разговоры про рейтинги спортивных трансляций - мол, они пока не очень высокие. Но если показывать криминал, убийства, секс - рейтинги в целом начнут зашкаливать. Это же неправильный путь! Мы все равно должны приучать нашего зрителя к определенным ценностям - спортивным, культурным. Я много тематических передач посмотрел на новом канале "Матч ТВ", они берут за душу.
Недавно вы были избраны членом межведомственной комиссии по развитию спорта в РФ. Какие это предполагает задачи?
Андрей Кириленко: Пока идет начальный этап моего пребывания в этом качестве. Отмечу: важно, чтобы в такие органы избирались люди, которые имеют опыт игры на высоком уровне, выступали за границей, видели разные системы организации спорта, могли это донести до наших министерств. Как человек, много повидавший в баскетболе, я постараюсь поделиться опытом. Мне ведь действительно посчастливилось поиграть на разных уровнях - начиная от первенства детско-спортивных школ до НБА и главнейших турниров сборных.
Досье "РГ"
Андрей Кириленко родился в 1981 году. Заслуженный мастер спорта. Выступал за питерский "Спартак" (1996-1998), ЦСКА (1998-2001, 2011-2012, 2015), клубы НБА "Юта" (2001-2011), "Миннесота" (2012-2013), "Бруклин" (2013-2014). Трехкратный чемпион России (1999, 2000, 2012). Дважды признавался лучшим игроком Европы (2007, 2012). Участник "Матча всех звезд" НБА (2004). В сборной России - чемпион Европы-2007, бронзовый призер Олимпиады-2012 и чемпионата Европы-2011. С 25 августа 2015 года - президент Российской федерации баскетбола.