Издание The New York Times, в распоряжении которого оказалась копия судебного иска, напоминает, что необыкновенные приключения старого грузовичка Ford, использовавшегося в Техасе для перевозки труб и инструментов и ставшего впоследствии боевой машиной экстремистов в Сирии, начались в 2013 году, когда хозяин фирмы "Mark-1 Plumbing" Марк Оберхольцер решил сменить автомобиль на новую модель. По условиям сделки с дилером, старый Ford F-250 в счет уплаты был передан в фирменный автосалон в Хьюстоне. Когда бумаги были подписаны, сын Оберхольцера попытался затереть название компании и номер телефона на дверях автомобиля, но сотрудник салона попросил его этого не делать, чтобы не поцарапать краску. Он обещал, что логотип фирмы впоследствии будет удален специалистами. В ноябре 2013 года дилер продал пикап с аукциона, а месяц спустя автомобиль доставили в турецкий портовый город Мерсин. Из Турции Ford вывезли в Сирию, где сторонники ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки ИГИЛ) приспособили его для перевозки зенитной установки.
Марк Оберхольцер давно забыл о своем старом автомобиле. Но в 2014 году социальные сети облетел снимок пикапа со стреляющей артиллерийской установкой, на дверцах которого красовался логотип фирмы техасского водопроводчика. Новость Оберхольцеру сообщил его ассистент. А вскоре снимок его старого автомобиля попал на первые полосы американских газет, и даже удостоился чести стать темой одного из выпусков популярнейшего юмористического шоу The Colbert Report. Однако бывшему владельцу машины было не до смеха. В день выхода шоу в эфир он получил около тысячи оскорбительных сообщений, телефонных звонков с угрозами в его адрес, а также в адрес членов его семьи и сотрудников фирмы. По словам водопроводчика, звонки продолжаются до сих пор, причем звонящие активизируются каждый раз, когда ДАИШ совершает очередной громкий кровавый теракт. В конце концов, ему нанесли визит агенты ФБР и департамента внутренней безопасности США, посоветовав быть готовым защищать свою жизнь, после чего Оберхольцер купил пистолет.
В судебном иске, на который ссылается The New York Times, говорится, что от всего этого пострадал и его бизнес. Сотрудники боялись приходить на работу, а люди звонили не затем, чтобы вызвать на помощь при аварии водопровода, а чтобы обвинять его: "Как вы можете называть себя американцем, если поставляете машины террористам?!" Водопроводчику пришлось сменить название фирмы и номера телефонов, остававшиеся неизменными с 1984 года.
Между тем
Ford - не самая популярная автомобильная марка в автопарке ДАИШ. На пропагандистских видеороликах боевиков чаще всего можно видеть японские пикапы "Тойота". Как уже сообщала "РГ", в этой связи некоторое время назад министерство финансов США направило запрос в японский автомобильный концерн. Специалисты минфина обратились к японскому производителю автомобилей с просьбой помочь в расследовании. Но в "Тойоте" ничего не знали о том, как выпущенные концерном автомобили оказались в руках боевиков. При этом представители компании подчеркнули, что тщательно следят за тем, чтобы их продукция не использовалась террористическими организациями. Как заявили в концерне, "Тойота" перестала поставлять свою продукцию в Сирию около трех лет назад.