16.12.2015 00:41
    Поделиться

    Транснефть: Почему нефтепроводы строятся зимой

    В высоких широтах работы можно вести лишь при отрицательных температурах
    Тем, кто прокладывает трубопроводы в высоких широтах, не нравится ни поздняя осень, ни ранняя весна. О том, почему основные строительно-монтажные работы по новым проектам "Транснефти" ведутся зимой и какой они дают результат, рассказывает вице-президент компании Алексей Сапсай.

    Общеизвестно, что в трубопроводной отрасли зима - самая горячая пора на строительстве новых объектов. Как морозы помогают строителям?

    Алексей Сапсай: Зима действительно особый период года для строителей трубопроводов. И совсем не потому, что им нравится работать в лютые морозы. Дело в том, что зачастую объекты нового строительства в трубопроводном транспорте располагаются в труднодоступных районах, на заболоченных и обводненных участках с многочисленными пересечениями водных преград. В этих районах весьма нестабильны геологические и гидрологические условия, слабо развита дорожно-транспортная инфраструктура. В таких сложных природно-климатических условиях вести строительно-монтажные работы можно только в условиях отрицательных температур.

    Климатические условия, в которых компания "Транснефть" реализует сейчас такие важные для страны проекты, как строительство магистральных нефтепроводов Заполярье - Пурпе и Куюмба - Тайшет, можно по праву назвать не просто сложными, а экстремальными. Здесь, в условиях вечной мерзлоты, при весьма значительном количестве обводненных и болотистых участков строительство на части объектов возможно исключительно зимой.

    Кстати, речь в этих случаях идет не только о самом строительстве, но и о его тщательной подготовке. Традиционно до начала основного комплекса строительно-монтажных работ особое внимание уделяется организации транспортного сообщения: устройству автозимников, то есть дорог, которые могут эксплуатироваться только при минусовых температурах, ледовых переправ через водные преграды. По ним, пока стоят морозы, к месту производства работ доставляется техника, материально-технические ресурсы, инертные материалы - песок, щебень и другие. Таким образом, обеспечивается непрерывный производственный процесс, который идет и зимой, и летом, когда и само строительство объектов, и занятые на нем люди живут в автономном режиме - по суше до них никак не доехать.

    Так что зимние морозы дают возможность строителям выполнять целый комплекс работ: от разработки траншеи до засыпки уложенного трубопровода на болотах и обводненных участках, а на участках многолетне-мерзлых грунтов - вести строительство несущих конструкций. И еще один чрезвычайно значимый фактор: строительная техника вдоль строящегося протяженного объекта перемещается по специально устроенному вдольтрассовому проезду. Это позволяет минимизировать воздействие на почвенно-растительный слой.

    Тот объем строительно-монтажных работ, который выполняется за зиму, особенно на переходах через водные преграды, позволяет избежать в процессе строительства вынужденных перерывов, связанных с половодьем, нерестом, навигацией. А когда воздух нагреется до положительных температур, перейти к гидравлическим испытаниям и внутритрубной диагностике построенного участка магистрального нефтепровода.

    Магистральный нефтепровод Заполярье - Пурпе будет введен в эксплуатацию в следующем году

    Вы упомянули про строительство нефтепровода Заполярье - Пурпе. Когда он вступит в строй и каково его значение?

    АС: Магистральный нефтепровод Заполярье - Пурпе - самый северный проект компании. "Транснефть" еще никогда не вела строительство в таких высоких северных широтах. Самая северная точка магистрали - головная нефтеперекачивающая станция. Именно здесь в конце 2016 года планируется принять первые партии нефти с Пякяхинского и Мессояхского месторождений.

    Нефтепровод призван обеспечить надежный, эффективный, экономически и экологически оправданный в условиях северных широт транспорт нефти с минимальным воздействием на природную среду. Магистраль позволит транспортировать добываемую в Ямало-Ненецком автономном округе и на севере Красноярского края нефть на рынки стран Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Реализация проекта будет способствовать общему экономическому подъему регионов, более тесной интеграции северных территорий с региональными центрами экономического развития и притоку инвестиций в смежные отрасли экономики.

    Уже завершено строительство линейной части, то есть собственно трубопровода с запорной арматурой, проведены его гидравлические испытания и внутритрубная диагностика, подано напряжение на 336 км вдольтрассовой линии электропередачи. На головной нефтеперекачивающей станции N 1 "Заполярье" и промежуточной станции N 2 "Ямал" завершен монтаж основных зданий и сооружений, резервуарных емкостей, завершается монтаж инженерных сетей, раскладка кабельной продукции.

    Хочу подчеркнуть: компания "Транснефть" выполняет все свои обязательства, и магистральный нефтепровод Заполярье - Пурпе будет введен в эксплуатацию в 2016 году.

    При строительстве этой магистрали были применены уникальные инновационные решения. Насколько это было необходимо и какие результаты дало?

    АС: Уникальна прежде всего сама география этого проекта. В российской, да и в мировой практике прежде не было опыта проектирования и строительства магистральных нефтепроводов такого диаметра в таких высоких северных широтах и такими способами прокладки. Поэтому сразу же отвечу на вторую часть вашего вопроса: в том, что "Транснефть" разработала и впервые внедрила особые технические решения, была объективная необходимость.

    За разработку нового поколения строительных технологий и конструкций, их промышленное производство и внедрение на объектах магистрального трубопроводного транспорта в сложных геоклиматических условиях "Транснефть" была отмечена премией правительства РФ. На проекте компания опробовала множество технологических новинок, получила 16 патентов РФ. Рассказывать обо всех слишком долго, поэтому упомяну лишь некоторые.

    Большая часть магистрали проложена не традиционным подземным способом, а над землей, на специальных опорах. Поэтому для компенсации температурных деформаций надземного трубопровода предусмотрены термокомпенсационные блоки, обеспечивающие перемещение трубопровода при изменении температуры и давления. Всего на линейной части предусмотрено устройство свыше шестисот компенсационных блоков трапецеидального типа (компенсаторов).

    Для обеспечения несущей способности фундаментов сооружений в условиях вечной мерзлоты предусмотрено применение термостабилизации грунтов с использованием сезоннодействующих охлаждающих устройств и устройством вентилируемых подполий.

    При принятии технических решений немаловажное значение имели реологические характеристики планируемой к сдаче в трубопроводную систему нефти. В данном случае речь в первую очередь шла о ее вязкости. Проведенные теплогидравлические расчеты показали: необходимо подогревать нефть до +60 0С и, как следствие, выполнять комплекс мероприятий для поддержания ее положительной температуры. Чтобы обеспечить проектный тепловой режим в процессе эксплуатации, трубопровод прокладывается в заводском тепловом изоляционном покрытии, которое наносится на заводское антикоррозионное эпоксидное покрытие. При этом конструкции изоляции трубы надземной и подземной прокладки различаются между собой.

    Словом, особые природно-климатические условия, в которых реализуется проект, и необходимость транспортировки нефти в таких условиях на расстояние в почти 500 км диктуют особые правила, пренебрегать которыми невозможно.

    Еще один сибирский проект компании - нефтепровод Куюмба - Тайшет. Как движется его реализация?

    АС: Цель этого проекта - обеспечить прием в систему магистральных нефтепроводов компании "Транснефть" сырья из новых месторождений Красноярского края - Куюмбинского и Юрубчено-Тохомского. Запланированная мощность магистрального нефтепровода - до 15 млн т нефти в год, реализация проекта предусматривает два этапа.

    Срок окончания первого этапа - 2016 год. Он включает в себя строительство линейной части, новых нефтеперекачивающих станций с резервуарным парком и реконструкцию существующей станции "Тайшет", возведение объектов внешнего электроснабжения, объектов эксплуатации и инфраструктуры. Все это обеспечит производительность нефтепровода в объеме 8 млн т нефти в год. Второй этап - это выход магистрали на мощность до 15 млн т в год за счет строительства двух нефтеперекачивающих станций и объектов внешнего электроснабжения, которые должны быть введены в эксплуатацию в 2023 году.

    Сейчас завершены сварочно-монтажные работы, гидравлические испытания и внутритрубная диагностика магистрального нефтепровода, в том числе резервных ниток подводных переходов через реки Ангару, Чуну и Бирюсу. Климатические условия в регионе строительства здесь, как и на северном проекте, тоже суровые. И тоже приходится много работать в морозы. Прошлой зимой разработали траншею, уложили и засыпали трубопровод на участках многолетне-мерзлых грунтов и в болотистой местности.

    Сейчас активно идет возведение нефтеперекачивающих станций - ГНПС N 1 и НПС N 2 в Эвенкийском районе Красноярского края. Основной объем строительно-монтажных работ уже завершен, идет отделка в зданиях и благоустройство территории.

    Так же как и на проекте "Заполярье - Пурпе", компания выполняет все свои обязательства, и первый этап магистрального трубопровода Куюмба - Тайшет будет введен в эксплуатацию в установленный срок - в 2016 году.

    Известно, что у нефтяников в силу разных причин возникли проблемы с перспективами заполнения сырьем обоих этих трубопроводов. Какова ситуация на сегодня?

    АС: Нефтяные компании действительно признали, что они не готовы начать сдавать нефть в ранее запланированные сроки. Поэтому "Транснефть" вынуждена реализовывать комплекс мер, цель которых - минимизировать технологические риски и экономический ущерб, связанные с необходимостью переноса сроков ввода в эксплуатацию нефтепровода Заполярье - Пурпе. В результате ряда проведенных в минэнерго и Аппарате правительства РФ совещаний сегодня предусматривается, что эта магистраль будет введена в эксплуатацию, как я уже сказал, в четвертом квартале 2016 года, но с меньшими объемами сдаваемой в трубу нефти добывающими компаниями.

    Аналогичная ситуация складывается и по перспективам заполнения нефтепровода Куюмба - Тайшет. Чтобы обеспечить там гарантированные объемы прокачки.

    "Транснефть" в последние годы также активно занимается развитием нефтепродуктопроводной системы. Какие задачи решает компания? Какие проекты наиболее значимы на этом направлении?

    АС: Программа развития компании сформирована по двум направлениям ее деятельности, и одно из них - это комплексное развитие системы магистральных нефтепродуктопроводов. На этом направлении "Транснефть" решает сразу несколько важнейших для страны задач. Это и обеспечение развития нефтеперерабатывающей отрасли, и удовлетворение потребностей страны в транспортировке нефтепродуктов на внутренний и на внешний рынки, и создание инфраструктурной основы для гибкого и конкурентного рынка нефтепродуктов, и использование избыточных мощностей по транспортировке нефти в западном направлении для транспорта нефтепродуктов и многое другое.

    Наиболее значимые и крупные проекты развития магистральных нефтепродуктопроводов на период до 2020 года - это строительство нефтепродуктопровода в рамках проекта "Юг", расширение проекта "Север" и увеличение поставок светлых нефтепродуктов в Москву и Московский регион.

    Поделиться