16.12.2015 20:33
    Поделиться

    Тюменские власти вступились за круглую баню

    В Тюмени в эпицентр общественного внимания в очередной раз попала баня на улице Ленина - самая старая в крае. Баня холодная: парильни остыли еще 10 лет назад. Одни требуют "снести убожество", другие называют строение "архитектурным достоянием региона и страны". Недавно за него вступился губернатор Владимир Якушев, доселе наблюдавший за "реакцией общественности". Он предложил отдать баню в распоряжение творческой молодежи.

    Понятно, что потребуется вложить солидные средства в реконструкцию объекта. Сколько понадобится денег - и приблизительно не сказать, ведь нет ни оценки состояния заброшенного здания, ни проекта. Многое зависит от того, возвратят ли ему статус памятника.

    Чем же трехэтажная баня примечательна? Построенная в самом начале 30-х годов ХХ века, она представляет собой, с некоторыми оговорками, уменьшенную копию питерской, ныне действующей, Круглой бани, возведенной чуть ранее по чертежам именитого архитектора Александра Никольского. Для ценителей архитектуры это яркий образец конструктивизма, единственный в Сибирском регионе.

    По всей стране сохранились три никольские бани. Тюменская находилась в реестре объектов культурного наследия РФ до августа 2012 года, когда ее исключили из охранного списка постановлением правительства области. Основание - заключение эксперта из Приволжья, который работал по заказу муниципалитета. В запросе последнего говорилось о нецелесообразности включения здания в госреестр.

    - Некоторые мои коллеги давно забыли о профессиональной этике и беспристрастности. Благодаря стараниям одной фирмы, подвизающейся на экспертизах в угоду пожеланиям заказчика, только в Нижнем Новгороде и Твери из списка объектов историко-культурного наследия вычеркнуто огромное количество памятников старины, - свидетельствует искусствовед, федеральный эксперт Елена Афанасьева-Козлова.

    Чиновники принялись обсуждать, что лучше разместить на обширной площадке: отель, ресторан, паркинг? А защитники строения обнародовали текст "убийственной экспертизы" на интернет-форумах, где развернулась горячая дискуссия. "Верните бане статус памятника!" - под обращением в минкультуры, к властям региона подписалось около полутора тысяч человек. Группа ученых госуниверситета и Института проблем освоения Севера СО РАН призвала земляков присылать воспоминания о бане для издания сборника. Вместе с профессором МАРХИ Еленой Овсянниковой тюменский архитектор Екатерина Журавлева написала книгу о бане. Узнав о ее существовании, москвичи решили познакомить с "цилиндрическим объектом Зауралья" европейцев на биеннале в Венеции.

    Местные же активисты устроили демонстрационную фотосъемку. Трое молодых людей ранним утром снялись нагишом у стен бани с плакатом "Хватит раздевать исторический центр". Следом гид Николай Дробунин позвал желающих на экскурсию по помещениям незапертого здания. Муниципалитет всполошился. С дверей содрали объявление о постановке бани в 2006 году на ремонт, повесили замок.

    - Пришлось экскурсантам довольствоваться внешним осмотром. Я периодически знакомлю с городом иностранных гостей. Когда проезжаем мимо бани, они непременно реагируют: "Какое необычное сооружение! Что это такое?" Для них баня - ценность, для немалого числа моих соотечественников - уродина, - с грустью говорит Николай.

    Среди ярых сторонников ее сноса - бессменный депутат гордумы, бизнесмен Владимир Михайлов.

    - Это безобразие портит город! - заявил он на последнем заседании комиссии по градостроительству и земельным отношениям. - Развалюхи называют памятниками культуры. Зачем они нам?

    Тем временем защитники круглой бани предлагают свои концепции использования трех тысяч квадратных метров. Самый популярный вариант - разместить здесь арт-резиденцию. Появились эскизные проекты реконструкции. После высказанного губернатором мнения о "развалюхе" местные политики заговорили о необходимости "конструктивного подхода к объекту исторического наследия". Общественники в изумлении: "Неужели?!"

    Да, на днях с баней познакомился известный столичный издатель Борис Куприянов. "Дико круто. Здесь должна быть жизнь", - резюмировал он.

    Поделиться