16.12.2015 00:48
    Поделиться

    Холод, лёд и глубина - не помеха строительству трубопроводов под водой

    Когда при строительстве магистральному нефтепроводу на пути встречается река, трубу прокладывают под ее дном. Такие участки называются подводными переходами.

    Организации системы "Транснефть" эксплуатируют более 1500 подводных переходов магистральных трубопроводов (ППМТ), общая протяженность которых составляет более 3000 км. Самые сложные в эксплуатации - глубоководные. На них расстояние от верхней образующей трубопровода до зеркала реки - 25 и более метров. Всего таких переходов около сорока, больше всего - в Волго-Камском бассейне и на реках Сибири. Там же находятся и самые протяженные подводные участки магистральных трубопроводов.

    Протяженность ППМТ считается не по ширине русла реки, а по расстоянию между задвижками трубопровода на противоположных берегах, места для которых выбираются так, чтобы до них в половодье не добралась вода. Поэтому при ширине реки, допустим, в 100 м длина перехода может составлять несколько километров. К числу самых протяженных относится, к примеру, переход через реку Таз строящегося нефтепровода Заполярье - Пурпе - 24,6 км.

    На пересечении с реками трубопроводы заглубляют в дно реки ниже линии предельного размыва русла, но не менее чем на 1,5 м от естественных отметок дна водоема. Самый распространенный способ прокладки трубы - траншейный: сначала в дне выкапывается, или, как говорят специалисты, разрабатывается траншея глубиной в несколько метров, затем в нее протаскивают и укладывают трубу, а потом засыпают. Копают траншею специальные экскаваторы с длиной стрелы от 18 до 22 м, а в особых случаях и до 30 м. Для этого требуются машинисты высочайшего класса: дна реки, как правило, не видно, так что копать приходится вслепую, определяя глубину траншеи по стреле. Экскаваторы устанавливают на понтоны. На быстрых реках такие работы ведут только зимой, когда вода скована льдом.

    Точность работ контролируют специалисты, замеряя параметры траншеи с помощью гидролокаторов. Время от времени под воду спускается водолаз с видеокамерой. Самый напряженный и ответственный момент - протаскивание дюкера, то есть части трубопровода, проходящего непосредственно под руслом реки. Он состоит из сваренных в плети труб, которые защищены футеровкой и утяжелены специальными пригрузами. С помощью лебедок, блоков и трубоукладчиков его протаскивают по дну реки и укладывают в подводную траншею. При ширине реки более 75 м предусматривается резервная нитка, которая прокладывается параллельно основной.

    Другой способ прокладки подводного перехода - метод наклонно-направленного бурения. В этом случае под рекой бурится скважина, и в нее протаскивается труба. На уже упомянутом переходе через Таз для трубы диаметром 820 мм пришлось пробурить скважину диаметром 1600 мм.

    Третий, самый сложный и редкий способ - метод тоннелирования, который, по словам разработавших его ученых, дает "1000-процентную" гарантию безопасности, поскольку трубу окружает мощный слой железобетона. Таким способом строился подводный переход Балтийской трубопроводной системы через Неву. На глубине более 10 м ниже дна был проложен тоннель протяженностью 777 м и внутренним диаметром 2 м.

    Следить за состоянием подводного участка и своевременно его обслуживать помогает составленный для каждого перехода паспорт. В нем содержатся дата ввода в эксплуатацию, общие параметры, план-схема, список оборудования и т.д. Все эти сведения заложены в "Автоматизированную информационно-аналитическую систему контроля технического состояния подводных переходов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов" - АИСПП. Система способна хранить большой объем данных, проводить анализ различных параметров и предоставлять их в удобной для пользователя форме. Система регулярно обновляет информацию обо всех работах, проводимых на подводном переходе, самостоятельно проверяет качество заполнения паспортов и оперативно информирует обо всех обнаруженных отклонениях.

    Чтобы обеспечить надежную работу подводных участков магистральных трубопроводов, организации системы "Транснефть" регулярно проводят диагностические обследования, определяя состояние трубы. Если обнаруживается дефект, за дело берется служба подводно-технических работ "Транснефть - Подводсервис". Сначала водолазы готовят трубу к ремонту, разрабатывая котлован, удаляя утяжелители и футеровку. Потом на нее устанавливают герметизирующую камеру (кессон) с вертикальной шахтой, в которую после откачки воды спускаются ремонтники. Пару лет назад "Транснефть" стала использовать уникальную гермокамеру, позволяющую устранять на трубопроводе дефекты протяженностью до 11 м на глубине до 25 м. Она рассчитана на скорость течения до 1,5 м/сек и высоту волны в 1 м, у этой камеры троекратный запас прочности. Существует и другой способ устранения дефекта без установки герметизирующей камеры: водолазы устанавливают в месте его обнаружения ремонтную самогерметизирующуюся муфту. Такие муфты довольно дороги, но работа с ними идет быстрее, а срок эксплуатации - до тридцати лет.

    В "Транснефть - Подводсервис" трудятся более семидесяти водолазов. В нашей стране численность подводников больше только у Военно-морского флота и МЧС России. В среднем водолазы "Транснефть - Подводсервис" проводят под водой около трехсот часов в год: зимой и летом, в условиях близкой к нулю видимости, действуя зачастую в буквальном смысле на ощупь.

    Состояние каждого ППМТ тщательно контролируется, тем не менее для каждого перехода на случай возникновения чрезвычайной ситуации разработан план ликвидации возможного разлива нефти и нефтепродуктов. Для составления таких планов используются математические модели, позволяющие определить точное место локализации разлива, постановки боновых заграждений и даже тип заграждений, который необходимо применить. А чтобы нефтепроводчики были "в форме", периодически проводятся учебно-тренировочные занятия по локализации и ликвидации условных чрезвычайных ситуаций.

    Поделиться