16.12.2015 21:22
    Поделиться

    Алексей Варламов: Про книгу Гитлера лучше просто не вспоминать

    Россию со всех сторон упрекают в имперских амбициях. И это пугает отечественных либералов, которым всюду мерещится тень "отца народов", но, с другой стороны, не внушает никакого опасения намерение солидного научного мюнхенского издательства опубликовать книгу Адольфа Гитлера "Майн кампф" с комментариями. Кто же страдает "фантомными болями" недавнего прошлого? На этот вопрос отвечает и.о. ректора Литературного института писатель Алексей Варламов.

    Алексей Николаевич, вы как писатель очень хорошо изучили эпоху 20-30-х годов прошлого века, когда закручивался механизм репрессий. Как вам кажется, возможно ли возрождение человеконенавистнической идеологии в России?

    Алексей Варламов: Я не стал бы проводить параллель. Это нелепо просто со всех точек зрения. И всякие либеральные всхлипы на эту тему мне кажутся абсолютно спекулятивными. Но это не значит, что у нас все хорошо. На мой взгляд, сегодня и либералы, и государственники во взаимном непонимании и даже ненависти теряют чувство разума, теряют трезвость. Они подозревают друг друга в страшных грехах. Если человек исповедует государственную точку зрения, то в глазах либералов он сталинист. Если он стоит на либеральной позиции, то обязательно - "пятая колонна" и действует на деньги Госдепа. А предположить, что вообще-то и там, и там могут быть разумные, вменяемые люди, никто не хочет. Мы разучились друг друга слушать. Разучились друг с другом разговаривать. И вот эта атмосфера недоверия и подозрительности в обществе мне, к сожалению, 30-е годы напоминает. У всех какая-то фига в кармане, какой-то камень за пазухой. Боюсь, что это наше новое свойство - неумение сесть и спокойно, без оскорблений, без ора поговорить друг с другом. Думаю, что здесь ток-шоу сыграли дурную роль. Ведь зрелищная же картинка, когда люди друг на друга орут, истерят, говорят с пеной у рта. В этом смысле Жириновский, Проханов или либерал Пархоменко идеальны для СМИ. Они всегда готовы поднять градус. Говорить спокойно эти люди не умеют. Вот если бы мы сделали некоторые усилия и попытались начать диалог, хотя бы сбавив тон, сбавив обороты, то никаких опасений о судьбе общества у меня бы не было.

    Сейчас практически из всех международных микрофонов звучат обвинения России в имперских замашках. Вы с ними согласны?

    Алексей Варламов: Россия не может не быть империей. Большая, многонациональная страна. Самая большая в мире. Страна, в которой сосуществует огромное количество народов и культур. Наверное, в мире нет другой, где было бы так много языков, так много национального и этнического разнообразия. Наверное, это и называется словом "империя". Не нравится? Давайте другое слово придумаем. Но дело же не в названии, а в сути. Мы такие, какие мы есть. Может, и лучше жить в какой-нибудь маленькой стране, типа Дании или Голландии. Наверное, проще там навести порядок, выстроить экономику, обеспечить социальную жизнь. Но у нас другой исторический жребий. Опять же проблема современного мира в том, что большие страны не хотят принимать маленькие страны с их требованиями, проблемами, комплексами и обидами, а маленькие не хотят принимать большие. Мир сегодня живет в условиях взаимонепонимания. И диалог в обществе отсутствует не только у нас. Ведь и Европа Россию абсолютно не желает понимать. Поэтому и ругаемся.

    А что скажете о европейских "фантомных болях"? Мюнхенское научное издательство объявило о научном издании книги Адольфа Гитлера тиражом в четыре тысячи экземпляров. И это при том, что все эксперты замечают: Европа закипает от невозможности переварить массу инородного народа, прибывающего с Ближнего Востока и из Африки. "Словом года-2015" в Германии назвали слово "беженцы"...

    Алексей Варламов: В Европе, по моим ощущениям, действительно есть опасность неофашизма. Она очень остро стоит сейчас во Франции, где на региональных выборах многие поддержали Марин Ле Пен.

    "Антисемитской и расистской" назвал возглавляемую ей партию премьер-министр Франции...

    Алексей Варламов: Что же касается Германии и книги Гитлера, то, с моей точки зрения, лучше бы эту историю не трогать и книгу не издавать именно потому, что вы мне сейчас задаете этот вопрос и эта тема начинает обсуждаться. О каких-то вещах лучше просто не вспоминать. Не буди лиха. Разговоры об этой книге приносят вреда больше, чем само ее издание.

    Компетентно

    Андрей Сорокин, директор Государственного архива социально-политической истории:

    - Разделяю озабоченность многих своих коллег, высказываемую в связи с планами публикации в Германии книги Гитлера "Майн кампф". Нам всем следует внимательно отслеживать, как эта история будет развиваться дальше. На данном этапе следует принять во внимание объяснения, которые предложены общественному мнению инициаторами проекта, а именно: что издание это позиционируется как научное, преследующее целью критику идей, изложенных в этом, с позволения сказать, труде. Рост ксенофобии и крайних форм национализма и фундаментализма в мире, ностальгии по пособникам нацизма в ряде новых европейских государств во весь рост ставит перед всеми нами вопрос об интенсификации работы по противодействию этим процессам. Очевидно, что она должна включать и критику идей, которые предлагаются идеологами неонацизма незрелому общественному сознанию. Германские историки избрали вот такой способ их развенчания. Каким образом германское общественное сознание отреагирует на выход этой книги, каков будет результат ее бытования в публичном пространстве - все это требует исключительного внимания и со стороны немецкого общественного мнения, и со стороны политического истеблишмента Германии, которая на государственном уровне приняла на себя обязательства по недопущению пропаганды нацизма. А с нашей стороны требуется прежде всего вовремя осуществить содержательный анализ - юридический, исторический, социологический. "Сон разума порождает чудовищ", и наша общая задача нести, извините за пафос, посменный караул с тем, чтобы вовремя ударить в колокола.

    Поделиться