Кузбасские производители горно-шахтного оборудования (ГШО) стараются удовлетворить растущий спрос: в этом году выпущено более десяти видов импортозамещающей продукции.
Доля зарубежного ГШО на добывающих предприятиях области достигает восьмидесяти процентов. И власти региона поставили задачу ее снизить. В феврале 2015-го в области была создана межведомственная группа для формирования сводного заказа для местных машиностроителей. Первые итоги обнадеживают.
Сразу две кемеровских компании начинают изготавливать до сих пор не выпускавшиеся в РФ подвесные дизель-гидравлические локомотивы, которые используются в шахтах для перевозки грузов и людей.
- Наш монорельсовый дизелевоз мощностью 120 лошадиных сил на 25 процентов дешевле импортного, - говорит технический директор центра транспортных систем Дмитрий Ведерко. - Он пройдет опытно-промышленные испытания на шахте "Листвяжная". И на очереди - более мощные (в том числе напочвенные) дизелевозы для доставки тяжелой горной техники, которые также будут собраны в основном из российских комплектующих.
А шахтовый дизелевоз от Кузбасского завода горного машиностроения уже готов выйти в серию. Локомотив на пять-десять процентов дешевле иностранных аналогов.
Тем временем Объединенные машиностроительные технологии (ОМТ) впервые выпустили для угольной компании "Распадская" партию гидравлических домкратов, с успехом заменивших изношенные домкраты польского производства на шахте "Осинниковская".
Завод "Сиб-Дамель" в короткие сроки освоил выпуск калориферных установок, ленточных конвейеров и роликов, а специалисты Анжерского машиностроительного всего за полгода модернизировали забойный скребковый конвейер, и теперь он ни в чем не уступает английскому, стоимостью в полмиллиарда. Шахта "Листвяжная" предпочла этому агрегату кузбасский, который вдвое дешевле.
В регионе составили реестр ГШО, способного заместить импортное, и создали семь коопераций машиностроителей. Одно из направлений - производство взрывозащищенных электродвигателей, когда-то выпускавшихся в Кемерове.
Занять эту нишу готовы наладившие кооперацию киселевский ОМТ, прокопьевский "Электропром" и ленинск-кузнецкий "Сиб-Дамель". А Юргинский машиностроительный в сотрудничестве с кемеровской компанией "Проект плюс" изготавливает запчасти и узлы для немецкой и американской карьерной техники.
- Мы сотрудничаем с местными машиностроителями, однако их оборудование пока представлено лишь наполовину, - говорит директор по ремонтам компании "Южный Кузбасс" Сергей Боковиков. - Другое дело, что не вся зарубежная техника имеет аналоги в России (например, некоторые виды механизированных очистных комплексов и большегрузные самосвалы).
Тем не менее значительную часть импорта, поток которого может прекратиться в одночасье, в Кузбассе заместить возможно.
До конца года в регионе разработают план с указанием потребностей конкретных угольных компаний в оборудовании и возможностей машиностроителей.
Центр инжиниринга при Кузбасском технопарке подготовит технико-экономическое обоснование реализации ряда проектов создания важных для региона импортозамещающих производств. А для контроля качества и безопасности в области откроется центр сертификации, стандартизации и испытаниям ГШО.
Власти региона предоставят машиностроителям налоговые льготы, а страховые компании разработают инструменты покрытия их рисков. Кроме того, подготовлено обращение в правительство РФ по поводу федеральных субсидий для угольщиков на покупку "домашней" горной техники.
Аман Тулеев, губернатор Кемеровской области:
Для всех отраслей промышленности главное - снижение издержек, конкурентная борьба за рынки сбыта, поиск прорывных технологий. В этой связи наша важнейшая стратегическая задача в условиях санкций - это курс на импортозамещение. Мы здесь серьезно продвинулись. Проведенная работа позволила на 22 процента снизить импорт в первом полугодии 2015-го в сравнении с аналогичным периодом 2014-го.