Новости

16.12.2015 15:17
Рубрика: В мире

Живущие на ощупь

Как в Союзном государстве живется незрячим студентам?
Студент четвертого курса минского филиала Российского государственного социального университета Женя Зеленкевич через полгода станет дипломированным специалистом по социальной работе. Парень планирует трудиться в некоммерческой организации, а интерес к делу подогрела практика в этой сфере - от сотрудничества с общественным объединением "Позитивное движение" до социального проекта по украшению стен в детской инфекционной больнице. Выбор профессии был серьезным и обдуманным, ведь молодой человек не понаслышке знает, как непросто тем, у кого серьезные проблемы со здоровьем. Сам Женя незрячий, но это не мешает ему жить полной жизнью и на отлично сдавать экзамены в вузе.

Студентов, живущих на ощупь, в филиале РГСУ четверо, и ребята быстро становятся частью коллектива, в том числе потому, что их не выделяют в особую группу. Да и сами незрячие студенты против привилегий. Вот на втором курсе на психолога учится Маша Рудко, активности которой можно позавидовать. Незрячая девушка сама ездит на занятия трамваем, ловко бегает по лестницам университета, а после пар уделяет время шашкам, шахматам, настольному теннису и плаванию. Свои навыки ориентирования Маша получила в Курском музыкальном колледже, где освоила фортепиано:

- Другая страна, рядом нет никого из близких, к этому пришлось быстро приспосабливаться и стать более самостоятельной. После окончания колледжа домой вернулась в конце июня, когда вступительные экзамены в белорусских университетах уже закончились. А в филиале российского вуза как раз успела сдать при помощи шрифта Брайля изложение по русскому языку, биологию и математику.

Маша уже проходила практику на базе территориального центра социального обслуживания и в профессии не разочаровалась, поэтому сейчас пытается найти свою нишу. А еще девушка уверена, что опыт взаимодействия с такими студентами, как она, важен для обучения в вузе социального профиля. Тем более что и сверстники рады ненавязчиво помочь: мгновенно сами договариваются, кто проводит незрячих одногруппников в библиотеку или столовую, а кто подсобит в гардеробе.

В филиале вуза, созданном при поддержке Союзного государства, уже третий год нет ни одного бюджетного места для студентов-инвалидов

Представители вуза готовы делиться с коллегами опытом в организации активно обсуждаемого сейчас инклюзивного обучения, благо, есть что показать и рассказать. Правда, сделать это непросто, ведь это высшее учебное заведение в Беларуси, созданное по инициативе и при поддержке Союзного государства, вдруг оказалось на обочине образовательного процесса - после того как прекратилось финансирование в 2013 году, а значит, не стало и бюджетных мест. Российская сторона не помогает, так как распределение бесплатных мест от головного университета перешло в ведение Министерства образования и науки, которое решило не целесообразным тратить деньги на подготовку кадров в зарубежных филиалах. Абсурдность ситуации в том, что филиал в свое время открывали именно для приближения российских образовательных услуг к белорусам. В свою очередь белорусская образовательная система тоже оказалась в стороне, ведь филиал РГСУ работает полностью по российским стандартам, предлагая на выходе выпускникам дипломы российского образца.

- С 1999 по 2013 год, например, только на реконструкцию учебного корпуса и ремонт общежития было потрачено более 70 миллионов российских рублей, из них 58% суммы - внебюджетные средства РГСУ, а 42% - из бюджета Союзного государства. Так, на месте разбитого детского сада появился современный университет, - рассказывает директор филиала Сергей Полетаев. - Деньги вложены большие, но проблема состоит в том, что сейчас у нас нет реального источника финансирования, и мы занимаемся подготовкой специалистов исключительно за счет средств студентов и по трехсторонним договорам с организациями...

Сегодня из 1751 студента в минском филиале РГСУ получают образование 66 ребят из стран СНГ. 59 из них - россияне. Женя единственный из четырех незрячих студентов, кто еще успел поступить на бюджет. Первокурсники специальности "Конфликтология" Артем Мялик и Александра Краско, которых мы застали на занятиях по введению в специальность, учатся платно, хотя с их способностями могли бы смело стать студентами бесплатного отделения. Другое дело, что далеко не каждый вуз готов зачислить студента с нарушением зрения. Спокойный Артем выбрал конфликтологию не случайно. Говорит, конфликтов вокруг много, и нужно же кому-то их решать. Парень уже успел завоевать расположение преподавателей своим серьезным отношением к делу, когда в первые дни учебы именно Артем одним из первых вызвался на университетский субботник. А Саша за первый семестр учебы прославилась как обладатель самых подробных конспектов лекций. В то время как ее однокурсники отвлекаются на посторонние дела, незрячая первокурсница со скоростью опытной стенографистки фиксирует все на ноутбуке. К счастью, сейчас доступны программы, которые позволяют озвучивать любой текстовый документ. Именно у нее одногруппники просят одолжить конспект. Во время учебы в школе девушка освоила фортепиано и вокал и собиралась поступать в Гродненский медицинский колледж на массажиста, но не дала разрешения медико-реабилитационная экспертная комиссия. В итоге за две недели вместо вызубренной истории Беларуси пришлось срочно нагонять историю России. Справилась! И сейчас Саша не скрывает, что довольна таким поворотом судьбы...

В тему

В Астрахани не затихает скандал вокруг судьбы 21-летнего незрячего выпускника школы-интерната Вячеслава Глинкина, которого выгнали из общежития из-за собаки-поводыря. Эту историю поведала своим читателям "Российская газета".

Вместе со своим четвероногим другом слепой парень стал бездомным. Хотя по закону он уже давно должен жить в своей квартире. Согласно местному законодательству дети-сироты имеют первоочередное право на получение квартиры. Но только там, где они были прописаны на момент включения их в очередь. Вячеслав Глинкин родом из Лиманского района. Там социальное жилье не возводят уже много лет. Окончив интернат, Вячеслав поступил в Астраханский губернский техникум. Его друг решил стать музыкантом. В общежитии от музучилища с разрешения руководства поселился и Глинкин. Все было хорошо, пока у слепого парня не появилась собака. Оливер - лабрадор, специально обученный для жизни с людьми, лишенными зрения. Такие собаки положены незрячим по закону. На собаке амуниция с красным крестом, что означает: это поводырь.

История незрячего инвалида первой группы не оставила в стороне астраханцев и жителей других городов. В защиту Вячеслава Глинкина была составлена петиция, которую подписали почти двести тысяч человек. Она направлена в правительство Астраханской области. В ней просьба восстановить справедливость.

Руководитель музыкального училища в беседе с корреспондентом заявил: о том, что кто-то обидел сироту, он узнал лишь тогда, когда об этом заговорила общественность. И сейчас он готов исправить ситуацию и выделить для парня и его пса отдельную комнату. Подписанная сторонниками инвалида петиция также уже получена адресатом. О проблеме незрячего инвалида губернатор Астраханской области Александр Жилкин теперь осведомлен лично.

- Вячеслав Глинкин и его четвероногий друг без жилья ни в коем случае не останутся! - заверил губернатор. - Моя принципиальная позиция: дети-сироты должны получать квартиры только в новых домах и в первую очередь. Обеспечение их жильем - одна из приоритетных задач для правительства Астраханской области.

Согласно официальным данным, в России более 214 тысяч инвалидов по зрению.