Немыслимый поступок вызвал не только шок и порицание большинства испанцев, но и одобрение оппонентов Народной партии, которую возглавляет Рахой. Как отмечают очевидцы, юноша по имени Андрес подошел к Рахою и попросил сделать селфи с премьером. А уже в следующее мгновение сильно ударил кулаком политику в лицо, да так, что с Рахоя слетели очки, а след от удара было сложно скрыть от камер репортеров. Охрана премьера незамедлительно скрутила парня. Впрочем, сам Рахой сделал вид, что ничего не случилось. "Я в порядке, все хорошо, никаких проблем", - сказал он спустя несколько минут, продолжив прогулку по городу и общение с избирателями. Правда, уже без очков, которые, очевидно, разбились.
Действия горячего испанского юноши больше похожи на подростковую выходку, чем на политический жест. Тем не менее в условиях жесткой предвыборной борьбы все приобретает особый смысл. По мнению испанцев, инцидент в Понтеведре был болезненным для реноме премьера, потому что этот город он считает своей второй родиной. Там родилась и выросла супруга политика. А в близком окружении главы испанского правительства даже поговаривают о том, что по завершении политической карьеры Рахой хотел бы вернуться к спокойной размеренной жизни и выбрал для этого Понтеведру.
Но пока покой главе испанского правительства может только сниться. В воскресенье, 20 декабря, станет ясно, удастся ли Народной партии во главе с Рахоем удержать контроль в парламенте Испании. По данным социологических опросов, проведенных агентством Metroscopia за неделю до парламентских выборов, Народная партия может победить, набрав 25,3 процента голосов избирателей. Впрочем, у Испанской социалистической рабочей партии есть все шансы оспорить лидерство консерваторов: они могут набрать 21 процент голосов. А вот молодые оппозиционные партии "Подемос" ("Мы можем") и "Сиудаданос" ("Граждане") пока претендуют на 18-19 процентов голосов избирателей каждая. Статистика говорит о том, что позиции правящей партии очень зыбкие. Более того, как отмечают наблюдатели, порядка 40 процентов испанских избирателей до сих пор не определились, за кого отдать голоса. Поэтому исход выборов предсказать довольно сложно. А у партий остался всего день для того, чтобы привлечь электорат на свою сторону.
Основную ставку в предвыборных кампаниях испанские партии сделали на внутреннюю политику и экономику. Ведь именно такие проблемы, как безработица, жесткие меры экономии и рост госдолга, привели к росту популярности оппозиционных движений. "Подемос" и "Сиудаданос" предлагают поддерживать социально уязвимые слои населения, облегчить условия предоставления финансовой помощи от кредиторов и установить прозрачную систему распределения бюджета. Тем не менее не стоит сбрасывать со счетов то, что за последний год экономика Испании постепенно стала восстанавливаться, в 2014 году ВВП вырос на 1,4 процента и впервые вышел в плюс после 2008 года. А значит, политика правящей Народной партии эффективна, и это дает ей шанс рассчитывать на значительную поддержку избирателей.
Внешняя политика в предвыборной кампании испанских партий традиционно играет второстепенную роль.
И все же в этом году предвыборные дебаты не обошлись без таких важных для Мадрида тем, как отношения Европы с Россией и участие испанских вооруженных сил в операциях за рубежом, в том числе против ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки ИГ). Так представители партии "Подемос" настаивают на том, что "Европа должна найти взаимопонимание с Россией". А политика НАТО под американским лидерством, по мнению этой партии, "приводила и приводит к катастрофическим результатам, как это было в Ливии, Ираке, Сирии и Йемене". При этом все четыре политические силы выступают за европейский вектор развития страны.
Что же касается борьбы с международным терроризмом, то все кандидаты выступают за ограниченное участие Мадрида в международных коалициях. Так Народная партия заявила, что вклад Испании в борьбу с ДАИШ пока ограничится только Ираком. А Испанская социалистическая рабочая партия, "Сиуададнос" и "Подемос" настаивают на том, что присоединяться надо лишь к тем операциям, которые соответствуют международному законодательству и были одобрены Советом Безопасности ООН.