Основная причина миграционного оттока - экономический кризис, обрушивший рынок дешевой рабочей силы. По данным ФМС, число мигрантов, вставших на учет, сократилось на треть, а количество выданных разрешений уменьшилось почти наполовину. Претерпела заметные изменения и сумма денежных переводов из России в страны СНГ - она сократилась на 35,1 процента. До 2014 года средняя зарплата трудового мигранта составляла 25-30 тысяч рублей. Половину этой суммы он переводил в доллары и отправлял на родину. Теперь же денежный перевод в лучшем случае - 200 долларов и поэтому смысла не имеет. У многих мигрантов на родине есть кредиты в валюте. При нынешнем курсе рубля эти кредиты стало невозможно выплачивать.
Девальвация рубля и связанное с ней падение доходов заставляют гастарбайтеров искать работу в другой стране. Эксперты считают, что часть миграционных потоков может хлынуть в Казахстан и Белоруссию. Но как раз оттуда многие и приехали. В России работает, например, более полумиллиона казахстанцев. Трудовыми мигрантами они здесь не считаются. Их статус на общем рынке труда приравнен к россиянам и белорусам. Теперь эти люди просто вернутся на родину, где работать им тоже негде. Россия ежегодно принимает более 10 млн гастарбайтеров. Если большинство из них устремятся обратно в Киргизию, Армению, Таджикистан, Молдавию, на Украину - это будет означать "реэкспорт" безработицы, и только.
Уезжать из России гастарбайтеров заставляет не только сложная экономическая ситуация. К отъезду их толкает и нынешняя процедура трудоустройства, предполагающая приобретение патента, покупку полиса добровольного медицинского страхования, а также сдачу экзамена на знание русского языка и истории России - все это обходится в 20-30 тысяч рублей. По этой причине количество оформленных в 2015 году разрешительных документов снизилось на 44 процента.
Между тем в страну продолжают поступать беженцы. По данным ФМС, в России сейчас находится около 2,6 млн жителей Украины, из них 2 млн трудоспособного возраста. Эксперты считают, что этот ресурс Россия пока не сумела использовать. Как явствует из доклада, подготовленного Комитетом гражданских инициатив Алексея Кудрина, "вместо оказания конкретной помощи" затягивается решение вопросов с предоставлением жилья, оформлением статуса беженца и временного убежища. А до июля 2014 года, отмечается в докладе, даже "не было бланков, подтверждающих статус предоставления беженцам временного убежища". И это при том, что беженцы с Украины "по своей профессиональной подготовке выгодно отличаются" от мигрантов из Центральной Азии и могли бы восполнить дефицит специалистов по некоторым рабочим и инженерным специальностям. По мнению авторов доклада, украинских беженцев следует освободить от экзамена по русскому языку, медицинского обследования (если они не заняты в общественном питании, детских учреждениях), приравнять в трудовых правах к жителям России.
Казалось, теперь-то ксенофобские настроения ("понаехали тут") должны пойти на убыль. Но нет. Как показал опрос, проведенный Левада-Центром, 65 процентов россиян хотят ограничить приток приезжих. Большинство респондентов уверены, что легальные мигранты, если они не являются гражданами России, не должны иметь равные права (в том числе трудовые) с коренным населением.
Эти страхи напрасны. Как и слепая уверенность, что "приезжие" отовсюду вытесняют "коренных". Частокол административных и прочих преград, установленных на пути гастарбайтеров, не добавил трудового пространства российским безработным. Пальму первенства в уборке улиц и дворов, укладке асфальта, ухаживании за газонами, расчистке мусорных завалов, погрузке-разгрузке по-прежнему удерживают "понаехавшие". И оспорить у них это первенство российские граждане как-то не очень стремятся. Трудовые мигранты интегрированы в российскую экономику, страна в них испытывает потребность. Как сообщают эксперты Международной организации по миграции, в России работают в основном выходцы из Узбекистана (25 процентов), Таджикистана (16), Украины (11), Киргизии (7,5) и Молдавии (5,5). Такова официальная статистика. Но она учитывает лишь тех, кто легально приехал в Россию и легально работает. Забюрократизированная процедура регистрации приезжих, чиновничье мздоимство и скаредность работодателей как и прежде плодят нелегалов. В результате государство теряет налоги, перестает контролировать миграцию и не может точно оценить, сколько гастарбайтеров нужно экономике.
Безболезненных способов справиться с миграционной стихией не существует. Вопрос лишь в том, как соотносятся издержки от жестких ограничений с приобретениями и в чью пользу баланс.