Как Вы оцениваете роль Дейтонского соглашения в урегулировании конфликта в Боснии и Герцеговине?
Ненад Попович: Подписание Дейтонского соглашения положило конец многолетней гражданской войне в Боснии и Герцеговине, начавшейся с противоречащего Конституции отстранения боснийских сербов, одного из трех конститутивных народов БиГ, от голосования на референдуме о независимости республики, и продолжившейся насильственным отделением Боснии и Герцеговины от Югославии. Дейтонское соглашение - это компромисс, в котором каждый из трех народов чем-то поступился, но что-то и приобрел. Босния и Герцеговина была создана как объединение трех конститутивных народов и двух государствообразующих элементов - энтитетов. В качестве энтитета Республика Сербская подтвердила собственную государственность в рамках непрочного союза Боснии и Герцеговины, поэтому сербы видят в этом соглашении гарантию выживания на этой территории представителей своего народа как нации и сохранения Республики Сербской.
Система государственного управления БиГ, сформированная на основании Дейтонского соглашения, по оценкам экспертов, является громоздкой и неэффективной, к тому же, судя по всему, она не способствует налаживанию конструктивного диалога и достижению взаимного доверия между тремя народами. Что, по вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы изменить ситуацию в Боснии и Герцеговине к лучшему?
Ненад Попович: Громоздкой система государственного управления является исключительно в энтитете Федерация Босния и Герцеговина, населенном преимущественно боснийскими мусульманами и хорватами. Федерация состоит из 10 кантонов, каждый из которых имеет собственный парламент, правительство и администрацию, в то время как в Республике Сербской есть только один парламент и одно правительство. Необходимо дать народам БиГ большую самостоятельность, чтобы они могли сами решать собственную судьбу, вместо того, чтобы для решения каждого спора прибегать к арбитражу так называемого Верховного представителя, который, как правило, является выходцем из западных стран и сторонником унитарной Боснии и Герцеговины. Для нормального функционирования БиГ необходимо справедливое толкование содержания Дейтонского соглашения, а не одного лишь его "духа" в вольной интерпретации Вашингтона и Брюсселя.
Что вы думаете о намерении властей Республики Сербской провести референдум о доверии системе правосудия БиГ?
Ненад Попович: Конституция Республики Сербской предусматривает механизм организации референдумов, проведение заявленного референдума по вопросу антисербской деятельности навязываемых РС Суда и Прокуратуры БиГ послужило бы практическим шагом к легитимации референдума как наиболее демократического способа волеизъявления граждан. Методы работы Конституционного суда БиГ беспрецедентны, нигде в мире вы не встретите такого: две недели назад по инициативе боснийских политиков этот суд тремя голосами иностранцев и двумя - судей босняков против четырех голосов представителей сербов и хорватов постановил, что неконституционным является даже национальный праздник Республики Сербской, который отмечается в день Святого Стефана. Поэтому объявленный властями РС референдум для граждан - это возможность высказаться, поддерживают ли они намерение руководства Республики пересмотреть принципы функционирования насильно навязываемых РС совместных с БиГ государственных институтов.
Как вы относитесь к угрозам со стороны международного сообщества, обещающего ввести санкции против представителей руководства сербского энтитета в случае, если они не откажутся от идеи референдума?
Ненад Попович: Вследствие вольного толкования Дейтонского соглашения Республика Сербская на протяжении прошедших двух десятилетий была насильно лишена полномочий в области внешней политики, обороны и охраны границ, в финансовой, таможенной и судебной сфере и т.д. Республика Сербская постоянно сталкивается с угрозами международного сообщества. Это просто очередная попытка запугать сербскую сторону, чтобы ей случайно не пришло в голову принимать самостоятельные решения по важным вопросам, позабыв, что все здесь зависит от доброй воли США и ЕС. Поэтому мы надеемся, что Россия продолжит оказывать Республике Сербской поддержку в международном координационном органе, ответственном за сохранение мира и имплементацию Дейтонского соглашения в БиГ.
Какова сегодня роль Аппарата Верховного представителя по Боснии и Герцеговине? Не пришло ли время для завершения этого "эксперимента"?
Ненад Попович: Вместо того, чтобы осуществлять контроль над процессом мирного урегулирования в БиГ, что является основной задачей Верховного представителя, доверенной ему Советом Безопасности ООН, представитель выполняет функцию дополнительного, "золотого" голоса, который всегда склоняется на сторону унитаристски настроенных боснийских мусульман и помогает им оставаться в большинстве при голосовании, не оставляя шансов представителям двух других конститутивных народов Боснии и Герцеговины - сербов и хорватов. К сожалению, Аппарат Верховного представителя по Боснии и Герцеговине является проводником односторонней политики той части международного сообщества, которая не одобряет существования Республики Сербской. Миссия Верховного представителя продлится до тех пор, пока в ней будут видеть необходимость, как только международное сообщество сочтет, что оно больше не заинтересовано в существовании подобного института в БиГ, этот институт будет демонтирован.