КС РФ запретил задерживать молодых мам дольше трех часов

Конституционный суд РФ еще раз напомнил правоохранителям о том, что арест и изоляция от общества, даже административного характера - исключительная мера. Для особых категорий граждан, к числу которых относятся женщины с детьми до 14 лет, срок административного лишения свободы не должен превышать трех часов, сказано в определении КС РФ, опубликованном на официальном сайте ведомства.

С жалобой в высшую юридическую инстанцию страны обратилась жительница Курска Светлана Ветлицкая. Молодая женщина была задержана на двое суток решением мирового судьи, так как неоднократно привлекалась к административной ответственности за мелкие кражи. На момент задержания в отношении Ветлицкой было составлено уже шесть протоколов по статье 7.27 КоАП РФ "Мелкое хищение", которая применяется, если стоимость "вещдоков" не превышает тысячи рублей. В последний раз, к примеру, она умудрилась стащить пять шоколадок "Коммунарка". На суд Ветлицкая являться не желала, и потому в отношении нее была применена мера обеспечения производства по делу в виде административного задержания на срок до 48 часов. Позднее дело о краже шоколада было прекращено за истечением срока давности, но суды общей юрисдикции подтвердили законность задержания. Опротестовать эти решения женщина решила с помощью КС РФ.

По мнению жалобщицы, в ее случае статья 27.5. КоАП РФ, которая регламентирует сроки административного задержания, в силу своей неопределенности нарушает положения Конституции РФ. Статья 22 основного закона страны допускает задержание без решения суда на срок до 48 часов. При этом срок административного задержания в большинстве случаев должен составлять не более трех часов, а верхнюю планку срока задержания закон разрешает применять в тех случаях, когда мерой наказания может быть избран административный арест. Статья, вмененная Ветлицкой, предусматривает арест на срок до 15 суток. Однако тот же КоАП запрещает применять подобную меру наказания к определенным группам граждан, в том числе беременным и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет. На момент описываемых событий ребенку Ветлицкой было всего семь.

Изучив все обстоятельства дела, КС РФ еще раз напомнил, что вопросы конституционной оценки административного задержания как меры принуждения, связанной с лишением свободы физического лица, неоднократно становились предметом рассмотрения. И судьи всякий раз подчеркивают, что "поскольку административное задержание представляет собой значительное вмешательство в конституционное право на свободу и личную неприкосновенность, оно должно осуществляться в соответствии с конституционными и конвенционными требованиями, являться законным и соразмерным деянию, а также адекватным преследуемым процессуальным целям".

- Административное задержание на срок более трех часов может иметь место в исключительных случаях для обеспечения адекватной реакции на наиболее серьезные административные правонарушения, если с учетом личности нарушителя, обстоятельств совершения правонарушения имеются основания полагать, что он может продолжить противоправное поведение или попытается избежать административной ответственности, - указал КС РФ в своем решении.

Однако в то же время должностные лица обязаны учитывать особое положение отдельных групп граждан, и при наличии достоверных сведений исходить из того, что в случае применения к этому лицу административного задержания его срок не должен превышать трех часов, указали судьи.

Таким образом, сама по себе статья 27.5 КоАП не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявительницы в указанном аспекте. А поскольку в компетенцию КС РФ не входит оценка обстоятельств конкретного дела Светланы Ветлицкой, в рассмотрении жалобы ей отказано.