В Москве начали сносить незаконно построенные возле метро здания

На стенах зданий, ракушками облепивших со всех сторон станции метро в самом центре города, появились объявления, где крупными буквами написано: "Самострой. Подлежит ликвидации по постановлению правительства Москвы". Эти здания, в которых расположилась куча магазинов, офисов, ресторанов и прочих заведений, стоят уже больше двух десятков лет! "Да нет, не снесут", - сомневаются скептики.

Умные уходят сами

Между тем к территории возле станции метро "Добрынинская" пришла уже техника. И давай крушить построенные всеми правдами и неправдами торговые и офисные дворцы! Корреспонденты "РГ" застали там уже только остатки стен и кое-где уцелевшие вывески. Владельцы длинного строения возле станции "Арбатская", где годами бойко торговали продуктами и размещалась "Хинкальная", тоже поняли, что на сей раз столичные власти не шутят. Располагавшийся там продовольственный магазин в начале этой недели встретил нас уже пустыми полками. "Переезжаете? - поинтересовались мы у грузчика, выносившего последнее оборудование. - Да. Хозяин велел съезжать. Говорит, дом идет под снос".

В перечень объектов самостроя, подлежащего сносу, утвержденный на недавнем заседании правительства Москвы, попали 104 здания. Это хорошо известная москвичам торговая "пирамида" возле "Известий" на улице Тверской, несколько ресторанов с банкетным залом возле станции метро "Сухаревская", куча павильонов вдоль Ленинградки, торговые центры, обступившие с обеих сторон станцию "Чистые пруды", не менее мощный торговый центр, выросший прямо на газоне у станции "Баррикадной", и другие.

"Все они построены незаконно, - заявил мэр Москвы Сергей Собянин. - Мы системно работаем над программой сноса самовольно построенных объектов. Московские улицы и площади постепенно освобождаются от разного рода ларьков. Дошла очередь и до этих зданий".

Причем пока только первая очередь, отметил начальник Госинспекции по недвижимости Москвы Сергей Шогуров. Он уверен: что будет и вторая, а если потребуется, то и третья. Но уродливые постройки, портившие облик столицы и памятников архитектуры, рядом с которыми они выросли, наконец-то перестали быть неприкасаемыми. Случались порой совершенно парадоксальные ситуации. Например, невозможно было продолжать строительство Алабяно-Балтийского тоннеля только потому, что на участке, где он должен был пройти по проекту, стояла палатка по торговле золотом. И дело сдвинулось только тогда, когда хозяевам палатки городcкие власти выложили несколько миллионов рублей за то, что они освободят место.

Бульдозер не спасение

Почему же Москва мирилась с этим так долго? Разве власти не знали, что под все эти постройки город не отводил землю, не принимал их в эксплуатацию? "Знали, конечно, - не скрывает Шогуров. - Только поделать ничего не могли".

Дело в том, что владельцы этих зданий, не имея никаких документов на строительство, тем не менее умудрялись оформить на них право собственности. Было это еще при прежнем городском правительстве. Как это делалось, не секрет. Предприниматели получали от города в аренду участки землю под некапитальные объекты. Те самые ларьки и палатки, от которых Москва с таким трудом наконец-то избавилась. Строили же на этом участке капитальные здания, целые торговые центры. А затем шли в "Мосрегистрацию" и получали свидетельства о праве собственности на них. К таким постройкам уже просто не пригонишь кран или бульдозер: собственник может обратиться и в суд.

Подобная безнаказанность привела к разгулу самостроя в столице.

- У нас выявлен даже факт, когда опора ЛЭП высокого давления находится прямо в середине торгового комплекса, - рассказала заммэра по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина. - И нужно понимать, что достаточно обрыва какого-нибудь провода и последующий электрический разряд может фактически привести к гибели неограниченного количества лиц.

В качестве примера, как печально может закончиться пренебрежение правилами безопасности, Сергунина привела трагедию клуба "Хромая лошадь" в Перми и обрушение в результате незаконной перепланировки в торговом центре в Казани.

В Москве же практически весь самострой стоит на городских инженерных сетях. В частности, газопроводах высокого, среднего и низкого давления, трубопроводах холодного и горячего водоснабжения, тепло- и электросетях, а также в полосах их отвода. Либо расположен возле станций метро, на улично-дорожной сети, площадях, тротуарах, в парках и особо охраняемых природных территориях, что чревато угрозой жизни и здоровью москвичей. Попробуй, например, в случае ЧП выберись из подземки в час пик, когда выходы станций вплотную застроены теми же магазинами и ресторанами!

Демонтаж по закону

Разрешить патовую ситуацию столичным властям помог принятый в июле 2015 года федеральный закон о внесении изменений в Гражданский кодекс ( ст. 222). Этот документ дал местным властям право принять решение о сносе самовольных построек, если они находятся на инженерных сетях федерального, регионального или местного значения. Именно это и сделало правительство Москвы.

Каждый из их владельцев, как сообщили "РГ" в пресс-службе Госинспекции по недвижимости Москвы, уже получил от городских властей уведомление о необходимости демонтировать незаконный объект добровольно. Это лучший выход для всех - и для города, который не хочет увязнуть в судах с владельцами самостроя, и для самих владельцев, ибо правительство Москвы решило частично компенсировать убытки тем, кто снесет незаконные объекты сам. Так что владельцы здания у станции метро "Арбатская" рассудили правильно: снесут все равно, так лучше хоть какую-то часть денег за здание получить.

Если же в указанный срок сноса здание добровольно не будет демонтировано, то тогда эту работу возьмет на себя префектура округа. И тогда ни о какой компенсации говорить уже не придется.

Кстати

За последние два года в Москве снесено 2 тысячи самовольно построенных объектов общей площадью 350 тыс. кв. м. В декабре вручены уведомления владельцам еще 104 объектов.