Новости

Треть компаний отказались от новогоднего корпоратива
Каждая третья российская компания в этом году не будет проводить новогодний корпоратив. Еще 16 процентов не решили, стоит ли на это тратить деньги, а семь процентов сначала собирались устроить праздник, но в итоге от него отказались, сообщила служба исследований HeadHunter.

Часть компаний ищут альтернативу корпоративам, например, премиальные выплаты или ценный подарок, награждение грамотой за особые заслуги, а иногда и льготные путевки в санатории на новогодние праздники. Возможно, этот выход вполне логичный, так как вне зависимости от финансового положения компании корпоратив в большинстве случаев не несет в себе той душевности, которую дает встреча за столом с близкими друзьями и семьей.

"Порой работникам трудно веселиться и выпивать вместе, так как они все равно остаются под неусыпным контролем руководства. Выходит, реального праздника нет, особенно если в течение года компания только увеличивала нагрузку на сотрудников из-за падения прибыли, - констатирует профессор кафедры корпоративного управления РАНХиГС Елена Яхонтова. - Есть, конечно, и другие примеры, но их катастрофически мало. В любом случае, празднование Нового года с коллегами не влияет на трудоспособность и желании работников больше вкалывать".

Возможно, причиной отказ компаний от корпоративов стал не самый удачный финансовый год. Так, компании, которые все-таки решили не отказывать себе в предновогоднем развлечении, только в половине случаев обеспечат праздник за счет средств бюджета компании. 29 процентов решили поделить эти обязанности между собой и сотрудниками, еще 19 процентов отдали это занятие на откуп работникам, отмечают эксперты HeadHunter.

При этом большинство работников российских компаний хотели бы получить от руководства в качестве бонуса к Новому году денежную премию. По результатам опроса "РГ", таковых оказалось 80 процентов. Новогодний корпоратив вместо премии готовы провести чуть более трех процентов респондентов, еще пять процентов были бы рады путевке в санаторий на январские праздники. 8,4 процента опрошенных вовсе все устраивает — им никакие вознаграждения не нужны.

Большинство будут поднимать себе настроение на корпоративе в ресторане и кафе на обычном фуршете. Реже решено устаивать тематические костюмированные вечеринки и игровые шоу. 12 процентов вовсе останутся в наряженном гирляндами офисе, где запланированы посиделки в широком кругу. Но не все готовы пообщаться с коллегами в неформальной обстановке: каждый пятый работник заявил, что точно не пойдет на корпоратив.

Причины они называют разные, но все - о наболевшем. Одним не нравится сама идея празднования, другим - выбранный именно в их компании формат развлечения, а у третьих есть личная неприязнь к начальству или коллегам. Кто-то уже подыскивает другое место работы и не хочет тратить собственные деньги на корпоратив, а 8 процентов будут добросовестно отрабатывать за развлекающихся коллег.

Руководство любой компании подводит итоги своего финансового года системно. Здесь важны как элементы материального вознаграждения по итогам экономических показателей работы фирмы, так и некое нематериальное вознаграждение сотрудников – почетная грамота или благодарность, подчеркивает декан Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Сергей Календжян.

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Александра Воздвиженская

Вначале идет бизнес, потом – лояльность руководства к персоналу. При прочих равных условиях, чем выше стаж сотрудника в компании, тем выше у него может быть премия по итогам года. "Это все – элементы японского менеджмента. Думаю, тот, кто проработал в компании год, не должен завидовать материальному вознаграждению коллеги с десятилетним стажем", - замечает собеседник "РГ".

Что же касается новогодних корпоративов, то они все-таки важны для сплоченности коллектива, так как любая фирма – это в некотором роде почти семья, с которой человек проводит большую часть жизни. "В Германии для празднования Нового года среди коллег деньги вносит не только руководство, но и сотрудники. Мы, например, заказываем автобус и едем в этнографический парк у границы с Московской областью. Берем детей, знакомим всех друг с другом, и событие получается эмоциональное и запоминающееся, - считает Сергей Календжян. – Нужно повышать доверие друг к другу, развивать культуру внутри компании и создавать атмосферу межличностной коммуникации, причем не за счет пышного банкета и салюта, а за счет дружеского общения".

Обычно компании отводят очень небольшую часть бюджета на развлечения подобного рода, так как это далеко не приоритетная доля расходов в условиях падения выручки. Еще летом агентство Bloomberg предрекало, что 50 крупнейших отечественных компаний в течение года простятся примерно с 17 процентами рублевых доходов и с четвертью - валютных. Первопричина кроется в падении мировых цен на нефть, которое, в свою очередь, тянет вниз курс рубля и зарплаты сотрудников.

"С 2008 года все предприятия стали ужимать расходы на корпоративы. Даже крупные игроки перестали выпускать календари и канцелярию со своей символикой, а что уж говорить про развлечения", - замечает Елена Яхонтова. Семь лет назад от корпоратива отказывалась каждая пятая компания, в 2014 году - каждая третья, сообщил портал SuperJob.

Затраты тоже постепенно становились скромнее: если в 2012-м о том, что бюджет корпоратива пересмотрен в сторону увеличения, говорили представители трети компаний, то в прошлом году такую щедрость проявляла лишь четверть работодателей. В 2015-м часть сотрудников решили мобилизовать все свои силы и вложить средства в праздник самостоятельно, даже если пришлось перенести организованный поход в ресторан на середину декабря или конец января следующего года.

Один из удачных способов поднять настроение сотрудникам – дать им возможность проявить себя, чтобы они придумали какие-нибудь конкурсы, необычные способы поздравить друг друга с праздником. Например, если все принесут на работу по одному небольшому подарку и сложат это все в один мешок, а потом "Дед Мороз" будет каждому раздавать презенты наугад. "Такое мероприятие можно провести, если положение в компании трудное. То есть люди сами сделают себе праздник своими силами. Главное, чтобы было желание. Но подарки от генерального директора, конечно, приветствуются!" - заключает Сергей Календжян.