Что касается "разморозки нефти", то накануне ее одобрили обе палаты конгресса. Тут же последовали прогнозы, что это может оказать дополнительное давление на дешевеющее "черное золото", цены на которое в последние недели обновили минимумы с 2008 года. Баррель Brent стоит сейчас 36,55 доллара, в три раза меньше, чем полтора года назад. А вдруг это не предел, и американская нефть добьет мировой рынок? А с ним и российский бюджет, который наполовину формируется от нефтегазовых доходов.
Но в ближайший год как минимум ничего катастрофичного в связи с решением США на рынке не произойдет, уверены эксперты "Российской газеты".
"Соединенные Штаты будут поставлять легкую нефть, - пояснял ранее "РГ" директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, - которая может быть востребована на азиатском рынке и в странах Средиземноморья. А для мирового баланса имеет значение средняя и тяжелая нефть, поэтому вряд ли снятие эмбарго заметно повлияет на ситуацию".
Вот и обозреватель журнала Forbes Кеннет Рапоза уверяет, что России нечего волноваться, если американская нефть выйдет на мировой рынок. Для российских потребителей, тех же европейцев, она все равно будет дороже российской. Как говорится, "за океаном телушка-полушка, да дорог перевоз".
Однако риски того, что американские производители со временем смогут отобрать часть доли России на рынке Европы, существуют. Ведь недавно Евросоюз под флагом диверсификации поставок фактически принял курс на сокращение энергетической зависимости от России и уже предпринял ряд конкретных шагов. Правда, в основном это касается природного газа. Но ЕС решительно поддерживал в США тех, кто выступал за отмену запрета на экспорт нефти.
Потенциально выход американской нефти на мировой рынок может ослабить и позиции на европейском рынке дружественной США Саудовской Аравии и других членов Организации стран - экспортеров нефти.
Вообще-то ранее в Белом доме выступали против отмены запрета на экспорт нефти, мотивируя это различными экономическими и экологическими соображениями, а Барак Обама грозился наложить вето на любой законопроект, предусматривающий такой шаг.
Однако, как ранее сообщала газета "Уолл-стрит джорнэл", конгрессмены предложили администрации сделку. Снятие ограничения на экспорт нефти стало одним из условий в переговорах по формированию федерального бюджета на 2016 финансовый год. В качестве уступки конгрессмены предложили дополнительные средства на продвигаемые администрацией меры по защите окружающей среды и развитие возобновляемых источников энергии.
Обладающие большинством в обеих палатах республиканцы, традиционно в меньшей степени поддерживающие "зеленую" повестку, по данным газеты, также готовы отказаться от блокирования в будущем новых мер администрации в сфере экологического регулирования.
Объем одобренного федерального бюджета на 2016 год составил 1,1 триллиона долларов. Новый финансовый год начался в США еще 1 октября, однако администрации и конгрессу не удалось вовремя согласовать документ, поэтому финансирование всех федеральных ведомств осуществлялось на основе временных резолюций.
Запрет на экспорт нефти был введен, напомним, после того, как в 1973 арабские государства объявили эмбарго на поставки нефти в страны Запада, что взвинтило цены на топливо на американском рынке.
В то же время развитие и использование новых технологий добычи в последние годы, в первую очередь метода гидравлического разрыва пласта, привело к буму добычи нефти в США, объемы которого с 2008 года увеличились примерно в 10 раз.
На этом фоне все громче звучали призывы отменить запрет на экспорт "черного золота", а нефтедобывающие компании активно лоббировали эту идею в конгрессе. Они упирали на то, что доступ к мировому рынку поможет им нарастить поставки и преодолеть трудности из-за падения цен, ведь стоимость нефти в Соединенных Штатах существенно выше, чем в государствах Ближнего Востока, а потому дешевое "черное золото" может грозить разорением многим американским компаниям, процветавшим при трехзначных ценах на нефть. Противники такого шага опасаются роста цен на бензин на внутреннем рынке в случае отмены эмбарго.
Александр Курдин, начальник Управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве РФ:
- Существенным последствием решения властей США может стать сокращение ценового различия между марками нефти, в частности между американской WTI и европейской Brent (от нее рассчитывается цена российской нефти Urals).
В последние месяцы он вновь заметен, достигает 5 процентов. В некотором смысле эта разница в ценах является скрытой субсидией в пользу американской экономики, точнее, в пользу потребителей нефти и в ущерб ее производителям. И именно этим можно объяснить сопротивление отмене запрета, которое наблюдалось в США. Хотя по сравнению с разницей в ценах газа это не столь существенно, и даже в случае с газом было принято положительное решение в пользу экспорта из США.
Но в целом отмена запрета на экспорт сырой нефти из США не должна оказать большого влияния на конъюнктуру сырьевых рынков. США являются и в обозримом будущем будут являться крупным импортером нефти и нефтепродуктов. Производство жидкого топлива (с учетом не только нефти, но и газоконденсата, синтетического топлива и т. п.) в стране составляет около 600 миллионов тонн в год и в последнее время оно стабилизировалось из-за прекращения роста нефтедобычи. А спрос превышает 800 миллионов тонн в год, то есть 200 миллионов тонн покрывается импортом.
Поэтому если американские производители теперь решат экспортировать нефть на зарубежные рынки, то американским потребителям, в свою очередь, придется закупать за рубежом больше нефти, и они увеличат там спрос на ту же величину. В результате баланс спроса и предложения на мировом рынке нефти не изменится. И вообще сомнительно, что при нынешних низких ценах США начнут экспорт при наличии обширных потребностей в сырье внутри страны.
Вдобавок к этому эффект отмены запрета уже в значительной мере отражен в ценах. Правда, есть риск некоторых колебаний цен из-за того, что неквалифицированные инвесторы могут интерпретировать отмену запрета как плохую новость. Но это некритично. Так что на данный момент российскому бюджету со стороны американской нефти особо ничего не угрожает.
В субботу американский сенатор Джон Маккейн заявил, что на 2016 год США временно снимают запрет на закупку российских ракетных двигателей. И это уже прописано в американском бюджете на следующий год.
Это открывает перед Россией возможность получить многомиллионную выгоду, заявил агентству Sputnik американский сенатор Джон Маккейн. Антироссийский настрой сенатора давно всем известен. И в Роскосмосе предпочли пока воздержаться от каких-либо комментариев на его высказывания.
Российский двигатель РД-180 производит предприятие "Энергомаш", которое расположено в подмосковных Химках, пояснил "РГ" кандидат технических наук, член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Андрей Ионин.
Их поставляют уже с конца 1990-х годов для американских ракет по контракту на основании международного конкурса, в котором почти два десятка лет назад победила американская компания Lockheed Martin вместе с российской компанией.
Изначально было оговорено условие на использование российских движков. Их разрешили ставить на ракетоносители "Атлас" для коммерческих запусков. А Lockheed Martin должна была обеспечивать двигателями запуски американского минобороны и Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA).
Но, оказалось, очень дорого разворачивать, по сути, штучное производство двигателей, и Lockheed Martin отказалось от этого. Сейчас двигатели для всех запусков "Атласа" производят в России. То есть ракеты производства Lockheed Martin с российскими двигателями используют сейчас для запуска в интересах Пентагона и NASA. Получается, что деньги идут из американского бюджета российским компаниям, сказал Андрей Ионин.
Но в Америке очень сложная процедура выделения денег из бюджета для того, чтобы заплатить какому-то предприятию за рубежами США. Это очень редкий случай, когда деньги из бюджета США идут иностранным компаниям. И каждый раз при утверждении бюджета начинаются высказывания по этой статье расходов американского бюджета, отметил эксперт.
Та же ситуация возникает, когда запускают американских астронавтов на Международную космическую станцию. Деньги из американского бюджета поступают на оплату услуг российских компаний. Всегда идет очень сложное и политизированное обсуждение этих статей расходов американского бюджета. Но так как альтернативы нет, решение принимается одно и то же каждый год по использованию российских двигателей и по запуску астронавтов.
Впрочем, в последнее время также идет разработка американских кораблей для запуска космонавтов. Ориентировочно они начнут стартовать в 2018-2019 годах. Но до тех пор США придется пользоваться нашими услугами.
Также американская сторона заявляет о том, что разрабатывает свои двигатели для "Атласа", но это стоит миллиарды долларов и дальше разговоров пока не идет, уверяет эксперт "РГ". Создание новых движков повлечет за собой создание новой ракеты. А это еще миллиарды долларов, пояснил Андрей Ионин.