Матрешка, чтобы вы знали, один из самых ходовых товаров в Европе. А в Праге находится главный оптовый склад, откуда эти деревянные, покрытые красками и лаком ремесленные поделки разлетаются по всему свету. С главой компании я встретился и узнал от него массу интересного.
Евгению Лухманову 32 года, и он "матрешечник" в четвертом поколении. Деревянных кукол точил в нижегородской деревне его прадед, потом это дело продолжили дед и отец, а теперь уже и сам Женя, пройдя все ступени ремесла, обосновался в Праге и продвигает самый популярный российский сувенир на мировые рынки. Отсюда, с Вацлавской площади, его поделки начинают путешествия по странам и континентам.
- Вы знаете о том, что в советские времена предприятия Хохломы считались стратегическими? - спрашивает меня Евгений. - Деревянные куклы были важной частью экспорта, а значит - получения твердой валюты. И сегодня спрос на этот товар вполне устойчивый. Мы на своей фабрике в России делаем только матрешки-брелки - до миллиона в год. И в день вытачиваем до 50 тысяч деревянных заготовок для кукол.
- И кто же ваш основной потребитель?
- Во-первых, коллекционеры, их в мире многие тысячи. Во-вторых, обычные туристы, для них матрешка - самый узнаваемый символ славянского мира. И самый симпатичный.
- Сколько стоит этот сувенир в Европе?
- От восьми евро до 500. А в некоторых случаях и дороже, все зависит от уникальности каждого изделия.
- Ну, вот, допустим, сейчас на чешском рынке, какая самая уникальная?
- Она стоит в одном из центровых магазинов - ростом под метр, а внутри нее 75 "колец", иначе говоря - кукол мал мала меньше. Резал эту матрешку Виктор Хриплов из нижегородского села Полх-Майдан, и ушло на нее два "Камаза" липы. Работа была настолько тонкая!
Чтобы вы поняли, какое это ювелирное искусство, скажу, что 12 самых маленьких куколок имеют общий диаметр
в 11 миллиметров. То есть каждая толщиной в бумажный лист.
- Какая матрешка самая узнаваемая?
- Хохломская - с петухом и самоварами. Причем имейте в виду, что каждая кукла раскрашивается вручную, это придает нашим "девушкам" свой индивидуальный характер, делает их живыми. Мастерицы, как правило, с 12 лет занимаются раскраской, и у каждой есть свой почерк. В день они "одевают" в краски и лак до 30 кукол.
- Но если это правда, что все сувениры сегодня делаются в Китае, то, видимо, и матрешки тоже не исключение?
- В американских сувенирных лавках процентов 40 матрешек - китайского происхождения. Но их сразу видно: по выражению лиц, по раскраске, по качеству дерева. В Китае нет липы - а это самое лучшее сырье для нашего ремесла.
- Выражение лиц? Неужели это так важно?
- Тут все важно. Вот я вам расскажу такую историю. Видите, на наших полках стоят деревянные деды морозы? Заготовки для них режут заключенные на мордовских зонах. Но раскраску делают исключительно вольные. А почему? Потому что когда доверяли красить зэкам, то глаза у дедов морозов получались грустные-грустные. Кто же такого купит?
- Интересно... Я-то, грешным делом, считал, что эти промыслы давно быльем поросли.
- Нет, что вы! Посмотрите: это фарфор из Гжели, гармони из Тулы, резьба по кости - из Тобольска. А матрешки к нам идут из Хохломы, Сергиева Посада... У нас на Нижегородчине есть много деревень, которые десятилетиями живут этим ремеслом. И будут жить.
- Вы, как я понимаю, все время в поиске, постоянно экспериментируете с темами: матрешки-храмы, матрешки-спортсмены, матрешки в образе зверей, в виде столовых приборов... А были на этом пути проколы?
- А как же! Были... Вот однажды сделали деревянного Берлускони, но итальянцам это категорически не понравилось. Даже не знаю, почему.
- Судя по стеллажам на вашем складе, спросом пользуются не только деревянные куклы...
- Верно. Номенклатура - семь тысяч позиций, и все наше, российское. Влет идут военные шапки-ушанки, шинели, танковые шлемы и даже противогазы. В одной только Праге около сотни магазинов торгуют нашими сувенирами.