Между тем в ОЭЗ "Липецк", отпраздновав десятилетие со дня создания, подвели некоторые итоги. Общий объем заявленных инвестиций за это время превысил 131 миллиард рублей, примерно 30 миллиардов из этой суммы - уже вложены.
- Если же смотреть на соотношение бюджетных средств и привлеченных, вложенных в строительство инженерных сетей и коммуникаций зоны, то оно будет выглядеть как "один к четырем", - отметил замминистра. - Это хороший результат. Здесь уже создано три тысячи рабочих мест, а объем промышленного производства составил 30 миллиардов рублей. За все время существования липецкой зоны ее резидентами заплачено три миллиарда рублей налогов.
В целом же в настоящее время в ОЭЗ работают полтора десятка предприятий-резидентов, причем треть из них запустили производство в нынешнем году, еще четыре - точно откроются в будущем.
Глава Липецкой области Олег Королев напомнил, как непросто было десять лет назад начинать создание ОЭЗ "Липецк. Тогда никто подумать не мог, что вся территория зоны совсем скоро будет занята 43 инвесторами, реализующими инновационные проекты, и значительную их часть составят иностранные компании.
Цыбульский подчеркнул, что санкции дали последним неожиданный импульс - инвесторы стали гораздо активнее.
- Они мыслят прагматично и понимают преимущества, которые может дать им ОЭЗ, - отметил он. - Только многие крупные структуры теперь предпочитают действовать через фирмы-дочки.
В 2016 году в Липецкой области приступят к расширению площади ОЭЗ в сторону второго крупного города в регионе - Ельца. Решение о выделении дополнительного земельного участка было принято еще в начале года, и, по словам местных властей, желающих стать резидентами новой площадки - достаточно. Так, в настоящее время нефтесервисная французская компания SCHLUMBERGER и британский производитель медоборудования ANDAM HOLDING завершают оформление статуса резидента, а компания ABB анонсировала строительство на территории ОЭЗ "Липецк" уже второго завода.
В инфраструктуру новой площадки будет вложено 10 миллиардов рублей из бюджетов различных уровней. Между тем со временем этот елецкий участок позволит привлечь в регион 170 миллиардов рублей инвестиций и создать десять тысяч рабочих мест для высококвалифицированных специалистов. По словам представителей Липецкой области, инвесторам предложат не только уже известные налоговые преференции и отсутствие таможенных барьеров, но и удобную для логистики инфраструктуру.
- Трасса "Дон" была очень важна при принятии решения о строительстве ОЭЗ под Ельцом, - напомнил Олег Королев. - К тому же, здесь пройдет новый Шелковый путь - скоростная магистраль Москва - Сочи.
Замминистра напомнил о том, что шанс создать ОЭЗ выпадает не каждому региону: в настоящее время коллегия внимательно рассматривает заявки ряда субъектов. Между тем, по словам Цыбульского, в регионах должны хорошо взвесить свои возможности по строительству инфраструктуры для ОЭЗ и ее дальнейшему содержанию. Если же говорить о главном факторе привлекательности особых зон - преференциях, льготах и сопровождению проектов - то, по мнению замминистра, все это не должно стать чем-то обыденным, а наоборот, сохранить свою уникальность.