Заключительная в этом году встреча международной группы поддержки Сирии прошла не в Вене, как два предыдущих раунда, а на Манхэттене. "Внимание! 18 декабря автобусы на Мэдисон авеню останавливаться не будут из-за конференции госсекретаря Керри. Пользуйтесь другими маршрутами", - гласило объявление неподалеку от отеля Lotte New York Palace. Там собрались главы дипломатических ведомств почти двух десятков стран, включая Россию и США (сопредседателей группы), влиятельных игроков Ближнего Востока и ЕС. Перед началом встречи спецпредставитель генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура и шеф европейской дипломатии Федерика Могерини о чем-то беседовали за чашечкой кофе в лобби отеля, отказываясь от любых комментариев журналистам.
Переговоры за закрытыми дверями продолжались более четырех часов, и лишь по редким "утечкам" можно было понять, что согласование резолюции продвигается не так просто, как ожидалось. В документ должны были войти основные положения венских заявлений и Женевского коммюнике от 2012 года. Они подтверждают, что Сирия останется единым, светским, многоконфессиональным государством, а также определяют график политического процесса в арабской республике. Однако накануне постпред России при ООН Виталий Чуркин сообщил, что ряд стран решили в одностороннем порядке включить в текст дополнительные положения. Как пояснил дипломатический источник "РГ", речь шла, в частности, о попытке выделить ряд оппозиционных групп Сирии, в то время как состав делегации от оппозиции на будущих переговорах с официальным Дамаском предстоит утвердить команде де Мистуры.
В конце концов, консенсус был найден, и дипломаты переместились в штаб-квартиру ООН, где Совбез на специальном заседании единогласно резолюцию по сирийскому урегулированию - первую за все годы вооруженного конфликта в арабской республике. Все участники признали это решение "важной вехой". "Единодушное голосование в Совете должно открыть путь к формированию широкого антитеррористического фронта на базе Устава ООН с опорой на всех, кто на земле противостоит террору, включая армию Сирии, курдские ополчения, вооруженные отряды сирийской патриотической оппозиции. Вкладом в решение этой задачи стали действия ВКС России в ответ на обращение законного правительства САР", - отметил в своем выступлении Сергей Лавров.
Джон Керри поблагодарил российского коллегу за помощь, однако подчеркнул, что разногласия по поводу судьбы президента Сирии Башара Асада преодолеть пока не удалось. При этом американский дипломат дословно повторил тезис Москвы о том, что "сирийский народ должен сам определять свое будущее".
"С этим принципом согласны все, хотя, не буду скрывать, не все отказались от предварительных условий и собственной интерпретации того, как этот принцип может быть реализован на практике. Не все отказались, кстати, от возможности военного решения сирийского кризиса, что для нас абсолютно неприемлемо", - рассказал на итоговой пресс-конференции Сергей Лавров. По его словам, от посредников еще потребуется "дипломатическое искусство", чтобы сформировать в Сирии "систему управления", в которую войдут представители властей и широкого спектра оппозиции. "Мы не хотим, чтобы этот процесс затянулся на вечные времена. Считаем, что вполне возможно в течение шести месяцев попытаться достичь такой договоренности", - осторожно заметил глава МИД РФ. Только после этого начнется работа над новой конституцией, на основе которой в стране пройдут выборы.
Уже очевидно, что согласовать единый список террористических организаций до конца года также не удастся. Работа над ним продолжится после новогодних праздников, когда участники группы предполагают собраться на очередную встречу.