22.12.2015 13:59
    Поделиться

    В Госдуме открылась выставка фотографа, снимающего природу рядом с АЭС

    В стенах Госдумы на Охотном ряду к профессиональному празднику энергетиков приготовили необычный подарок - творческий отчет венгерского фотохудожника Балинта Винце, которому разрешили съемку рядом со всеми российскими АЭС. Его персональная выставка "Импрессия. От Дуная до Чукотки" и одноименный фотоальбом стали результатом совместного российско-венгерского проекта, который стартовал в 2014 году в рамках Года культуры в Российской Федерации.

    Много лет до этого Балинт Винце, родившийся в 1959 году в маленькой венгерской деревушке Бата, занимался графическим дизайном и фотографией. Еще в 1986-м, в год чернобыльской катастрофы, стал работать на венгерской АЭС "Пакш" - и это был осознанный выбор, которому он не изменил по сей день. Там же, на "Пакше", стал профессионально заниматься фотографией, причем снимал животный и растительный мир в непосредственной близости от атомных станций. Выпустил первый альбом, потом состоялись его персональные выставки в Праге, Будапеште, штаб-квартире МАГАТЭ в Вене.

    - Идея российского проекта пришла в 2013 году, когда делегация концерна "Росэнергоатом" и руководители территорий, где расположены российские АЭС, побывали в Венгрии и познакомилась с творчеством Балинта Винце, - рассказал  "РГ" Андрей Тимонов, руководитель департамента информации и общественных связей "Росэнергоатома". - Мы помогли согласовать необходимые разрешения, и уже ранней весной 2014-го венгерский фотомастер смог побывать в местах расположения Смоленской, Курской и Нововоронежской АЭС. А затем приезжал еще три раза - летом, осенью и зимой. В итоге "обследовал" с фотоаппаратом все десять атомных станций, которые входят в концерн.

    А это, заметим, тысячи километров - от Санкт-Петербурга до поселка Билибино на Чукотке, от Полярных Зорь на Кольском полуострове до Балаково в Поволжье, несколько природных и климатических зон. По признанию самого Балинта Винце, еще три года назад он и мечтать не мог о таком захватывающем турне по просторам России.

    "Я безумно обрадовался такому отнюдь не повседневному заданию, - чистосердечно признается он в авторском предисловии к итоговому фотоальбому. - Везде, где бы я ни был, находилось что-нибудь необычное и интересное".

    При этом не ставилась цель подготовить серьезный экологический труд. Балинт Винце ясно отдает себе отчет, что не обладает для этого достаточными познаниями в биологии и других науках. "Для этого существуют специалисты-экологи, которые делают это гораздо лучше меня, - резюмирует фотохудожник. - Я пытался рассмотреть такие места России, которые в нашем представлении скорее связаны с урбанизацией, чем с нетронутой дикой природой. Тем не менее я должен сказать, что и они произвели на меня такое глубокое впечатление, как будто я посетил действительно дикие места, нетронутые человеком".

    Работы Балинта Винце - каждая в отдельности и собранные вместе - не несут в себе какой-то выраженной пропагандистской нагрузки, не затмевают реалии и ничего не лакируют. Скорее напротив - запечатлевая уникальные пейзажи, животный и растительный мир, автор демонстрирует не только красоту, но и хрупкость, ранимость окружающей нас природы. Это есть и в лаконичных комментариях, которыми сопровождает мастер сделанные работы и предвосхищает новые. И радиация, которой нас по инерции пугают, как только речь заходит о чем-то "атомном", оказывается совсем ни при чем.

    "Несколько раз во время путешествий мне довелось увидеть стихийные мусорные свалки. Не берусь судить других, так как мы должны прежде всего навести порядок у себя. Нам всем есть еще над чем здесь поработать".

    До того, как оказаться в стенах Государственной Думы, выставка Балинта Винце побывала во всех городах расположения российских атомных станций, а в День работников атомной промышленности в мобильном варианте экспонировалась в Государственном Кремлевском дворце.

    Прямая речь

    Балинт Винце, фотохудожник:

    - Главное мое требование по отношению к самому себе - честная и ответственная работа, не допускающая компромиссов. Фотографии, сделанные в окрестностях атомных станций, созданы с помощью программ и настроек, отвечающих стандартным цифровым технологиям. Ни о каком манипулировании с содержанием фотографий не могло быть и речи. Ключевыми в моей работе были три слова: подлинность, аутентичность, неподдельность. Самый большой помощник в соблюдении этого принципа - сама природа. Если то, что мы видим, можно запечатлеть и без обмана, то зачем хитрить?

    Поделиться