Курс на НТИ был запущен год назад. За реализацию проекта отвечает Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Российская венчурная компания (РВК). В своем Послании Федеральному Собранию в декабре 2015 года президент отметил: "Нам необходимы свои технологии производства, собственный посевной фонд. Мы еще очень уязвимы в этом направлении. Прошу подключиться всех. В прошлом Послании я говорил о запуске Национальной технологической инициативы. Ее горизонт 15-20 лет, но практическая работа уже сейчас идет. И она показала результаты. У России есть все шансы среди первых прорваться на глобальные рынки".
Напомним, что первые "дорожные карты" НТИ ("АвиаНет", "АвтоНет", "МариНет" и "НейроНет") были утверждены советом по модернизации в октябре этого года. Они посвящены развитию технологий беспилотных средств управления и нейротехнологиям. На реализацию стратегии НТИ в 2016 году правительство выделило 10 млрд руб. Новые "дорожные карты" Совет по модернизации рассмотрит в феврале 2016 года.
"Главной темой для нас сейчас является создание новых рынков и индустрий. Ключевая проблема развития инноваций в России в отсутствии связанности между всеми элементами системы. На первоначальном этапе зарождения новых рынков нужно создавать инфраструктуру поддержки, так называемый "дизайн" отраслей. А в этой сфере у нас очень остро проявляется дефицит компетентности, - отметил замглавы "РВК" Евгений Кузнецов. - Между тем нас ожидает трансформация традиционных индустрий под новые решения".
Одним из самых перспективных направлений НТИ эксперты считают рынок "НейроНет". Это направление сможет открыть новые возможности мозга человека, перспективы управления информационными системами с помощью нейросетей. "НейроНет" будет расти с помощью новых возможностей ИТ и медицины. Вторым востребованным направлением становится "АвтоНет" -этот рынок будут формировать заказы на роботизированные средства перевозки, карьерные грузовики и т.п. В этой сфере наиболее острым остается вопрос интеграции с традиционными автопарками. В обеих дорожных картах требуется продумать дизайн рыночной инфраструктуры. Энергетическая "дорожная карта" призвана повысить энергоэффективность распределения электроэнергии. "Мы сегодня чрезвычайно неэффективно используем энергоресурсы. Российская энергетика заточена под большие производства, но в этом уже нет необходимости, а существующие энергосети были созданы еще в ХХ веке и через 10-15 лет исчерпают свой запас прочности, - считает руководитель рабочей группы "ЭнерджиНет", управляющий партнер Bright Capital Борис Рябов.
- Приоритетными направлениями для нас является создание надежных, гибких сетей и "умное" распределение энергии". По словам эксперта, в 2035 году мировой рынок "ЭнерджиНет" может составить 742 млрд долларов. К этому моменту доля российских компаний на рынке должна достигать 6% - это примерно 41 млрд долларов.
Дорожная карта "ФудНет" предполагает развитие правильно персонифицированного питания, поиска дешевых и натуральных источников сырья, рост эффективности земледелия. "Ежеквартально в США 600 млн долларов инвестируется в технологии, связанные с отраслью еды. Перед нами стоит сложная задача, мы должны сфокусироваться на том, как правильно кормить людей. В этой сфере будут задействованы и геномика, и альтернативные источники сырья, и точное земледелие", - отметила глава группы "ФудНет", исполнительный директор Elementaree Ольга Зиновьева. Россия может занять в этой сфере от 4 до 8% мирового рынка, который к 2035 году составит 30 трлн долларов.
Еще одна новая карта - "Фабрика будущего" - посвящена технологиям производства. "К 2035 году объем рынка цифровых, "умных" и виртуальных фабрик достигнет примерно 1,1 - 2,4 трлн долларов. Они будут работать по принципу универсального производства, где происходит проектирование, разработка технологического процесса для разных отраслей. Примеры таких фабрик уже есть в Индии, - рассказал директор по инновационному развитию НПО "Сатурн" Дмитрий Иванов. - Формированию сети распределенных фабрик в России поможет соединение конструкторских бюро, работающих для разных рынков".
Наиболее важной частью реализации НТИ станет подготовка кадров для новых рынков и отраслей. Этой теме эксперты уделили особое внимание. "В вузах сейчас не готовят специалистов для НТИ и это факт. Для появления новых профессий потребуется запрос от работодателей. Университеты должны стать местом встречи бизнеса, науки и управленческих кадров, им придется взять на себя большую ответственность, - уверен руководитель дирекции образовательных программ Университета машиностроения (МАМИ) Дмитрий Земцов. - Потребуется реформирование учебных планов под новые направления, взаимодействие с бизнесом, механизмы прямого управления институтами".
По мнению экспертов, подготовке кадров для НТИ поможет развитие "кружкового движения". "Мы сейчас создаем такие рынки, для которых нужно начинать готовить кадры с юного возраста. Нужно объяснять простым языком, что такое нейротехнологии, системы датчиков для беспилотников. А лучший способ заинтересовать детей - кружки дополнительного образования, где они смогут своими руками собрать, например, беспилотник. Это поможет и адаптации высшего образования к новым технологиям", - резюмировал Дмитрий Земцов.