22.12.2015 13:29
    Поделиться

    Медицинские вузы Центрального округа "прикрепили" к столичным

    Обучать медиков в Центральной России будут в рамках научно-образовательных кластеров. Соглашения об этом подписаны на минувшей неделе ректорами учреждений высшего образования, входящих в систему минздрава. Региональные вузы сгруппировались вокруг крупных университетов Москвы - Первого и Второго меда, как их называют в народе. Зачем это было сделано, разбирались корреспонденты "РГ".

    В Западно-Европейский кластер, координатором которого стал Первый Московский медуниверситет имени И. М. Сеченова, вошли профильные вузы Курска, Иванова, Смоленска и Твери. В Восточно-Европейский, во главе с Российским национальным исследовательским медуниверситетом имени Н. И. Пирогова, - учебные заведения Воронежа, Рязани и Ярославля.

    Всего по стране таких объединений семь: по два в Центральном и Северо-Западном округе, по одному в Сибири, на юге и востоке. Впрочем, отсутствие кластеров для Поволжья, Урала и национальных республик пока ни о чем не говорит - структуру ведомственных вузов федеральные чиновники решили сохранить. Тем более что все они в целом прошли проверку на эффективность.

    При этом остается ряд мединститутов, подчиненных министерству образования (к примеру, при Белгородском, Орловском и Тамбовском госуниверситетах). В этой группе перемены, по всей видимости, тоже грядут. Кого и как они коснутся, станет известно позже: в разных регионах сейчас формируют проекты создания опорных вузов путем слияния нескольких учебных заведений. По отдельности они - за редким исключением - жестким критериям эффективности не удовлетворяют. Заявки на конкурс минобрнауки принимались до 18 декабря.

    Так, совет ректоров Воронежской области одобрил концепцию трех опорных университетов (их тоже иногда именуют кластерами, что несколько запутывает общественность). Совместные заявки в министерство подали технический и архитектурно-строительный университет, а также члены условного агропромышленного кластера: университет инженерных технологий, аграрный и лесотехнический. Классический кластер представляет ВГУ, который по финансовым показателям справляется и в одиночку, но готов взять под крыло педагогический вуз. Медицинский университет имени Н. Бурденко (ВГМУ) держится особняком, полагая, что сотрудничать с коллегами полезнее без поглощения.

    - Стоило заговорить о кластерах, как пошел общественный резонанс. Но мы и раньше активно взаимодействовали с вузами Воронежа и других городов. С "политехом" лет 20 работаем в сфере подготовки специалистов по IT-технологиям в медицине. Договорились с лесотехническим университетом о партнерстве в использовании их секвенатора (прибора, который позволяет изучать локализацию генов в хромосоме и определять молекулы ДНК). Но естественно, удобнее всего нам сотрудничать с родственными вузами: врач врача лучше поймет, - подчеркнул ректор ВГМУ Игорь Есауленко. - Наш "политех" одно время готовил средних медицинских работников - ну, вот где они? ВГУ собирается медиков выпускать… Профильные вузы сильны тем, что тесно связаны с практическим здравоохранением. Так, три четверти наших кафедр базируется в клиниках.

    В ВГМУ полагают, что слияние с классическим университетом, где открывают медико-биологический факультет, нецелесообразно ни с точки зрения качества образования, ни в плане экономии. При объединении строительного и технического вузов возможно сокращение дублирующих кафедр и факультетов. А будущим врачам даже базовые дисциплины надо объяснять в определенном ключе, считают в профильном вузе. Стало быть, пришлось бы сохранить преподавателей и "академической" биологии, физики или философии, и тех же предметов с медицинским уклоном.

    Концепция минздрава не предполагает слияния вузов, утраты ими юридической и финансовой автономии, сокращения финансирования и штатов

    - К тому же то, что планируется исследовать на новом факультете ВГУ при участии врачей онкодиспансера, давно изучается во Втором меде. Там есть и оборудование для постгеномного анализа. Так что нам повезло с координатором кластера - это единственный научно-исследовательский медвуз в стране, - добавил проректор ВГМУ Алексей Морозов. - Тем более что кластерная концепция минздрава не предполагает слияния вузов, утраты ими юридической или финансовой автономии, сокращения финансирования и штатов.

    Участники медкластеров уже составили план действий на 2016 год. Суть проста - улучшение подготовки специалистов и научной работы, а в конечном итоге - оказания медицинской помощи.

    - Нам интересны совместные проекты с любыми вузами вне зависимости от их подчиненности. Но минздраву виднее, с кем лучше кооперироваться: там же отслеживают показатели региональных вузов, - отметил Игорь Есауленко. - Мы с коллегами-ректорами предварительно договорились создать центр коллективного пользования аппаратурой на базе РГНИМУ имени Н. И. Пирогова, который финансируется иначе, чем мы, и обладает дорогостоящей техникой.

    Нам незачем ее дублировать у себя (один секвенатор стоит 15 миллионов рублей), можно вести исследования сообща. Мы можем взаимодействовать на уровне кафедр - проводить обучающие семинары и вебинары, отправлять преподавателей для стажировки и чтения лекций. И речь не только о том, что все поедут в Москву. Например, в ВГМУ очень сильно развита стоматология: наш вуз, возможно, единственный в стране так активно осваивает новые способы диагностики и лечения заболеваний челюстно-лицевой области с использованием эндоскопической техники, 3D-визуализации. Стоматфак в Воронеже существует почти 60 лет, во Втором меде - лет 15. Мы можем "экспортировать" свой опыт, а из Рязани, допустим, пригласить специалистов с медико-профилактического факультета, который более известен, чем наш.

    К новому учебному году в рамках кластера предполагается унифицировать образовательные программы, чтобы студенты были более мобильны: при наличии вакантных мест рязанцы смогут перевестись в Ярославль и так далее. В экзаменационные комиссии (как при итоговой аттестации, так и при текущей сдаче тех или иных дисциплин) войдут представители разных вузов. Это поможет в борьбе с коррупцией. Само собой, сотрудничество коснется и воспитательной, и культмассовой работы.

    Сугубых денежных вливаний в кластеры минздрав не обещает. Однако вузы смогут направить на совместную деятельность те средства, которые выделяются по целевым госпрограммам, и гранты различных фондов. Члены Восточно-Европейского кластера, естественно, надеются поучаствовать в проектах Второго меда.

    Скорее всего, к объединениям со временем присоединятся и другие организации, научные и практические. Обязанности "дружить" только в рамках своего кластера никто на вузы не налагает. К примеру, Воронежский медуниверситет исторически имеет тесные связи с Курским и терять их отнюдь не намерен.

    Комментарии

    Роман Калинин, ректор Рязанского государственного медуниверситета имени академика И. П. Павлова:

    - На создание Восточно-Европейского медицинского научно-образовательного кластера смотрим с оптимизмом. Давно назрела необходимость в подобном сотрудничестве. Прежде всего это поможет развитию горизонтальной интеграции. Сегодня академическая мобильность сотрудников и студентов вузов есть на федеральном и международном уровнях, но она недостаточно развита в пределах Федерации. Рассчитываем, что студенты и преподаватели поедут друг к другу - в рамках кластера этот процесс будет легче скоординировать. Такое взаимодействие особенно важно в научной работе. Надеемся, диалог с коллегами будет хороший, тем более что мы уже сейчас активно сотрудничаем по вопросам воспитательной работы.

    Андрей Баранов, проректор по научно-исследовательской работе Ярославского государственного медуниверситета:

    - Безусловно, объединение в кластер для вошедших в него университетов будет только на пользу. Мы контактировали и раньше, но сейчас произойдет расширение этих связей, то есть усилится обмен и учеными, и студентами, и аспирантами. Увеличится объем научных исследований, база для них. Вероятно, появятся возможности для получения дополнительных грантов, уже совместных.

    Алексей Морозов, проректор по воспитательной работе, международной деятельности и связям с общественностью Воронежского государственного медуниверситета имени Н. Н. Бурденко:

    - В России есть экстенсивная тенденция создания небольших мединститутов в каждом регионе, в том числе при классических университетах. В Европе, наоборот, идет укрупнение именно отраслевых вузов. Так, наш партнер в Германии - Берлинский университет имени Гумбольдта - с 2001 года потихоньку выделял из своей структуры медицинский факультет. В итоге появилась новая структура "Шарите - университетская медицина Берлина", интегрированная с очень крупной клиникой. К тому же идем и мы: практически в каждой клинике Воронежа есть кафедра ВГМУ.

    Поделиться