22.12.2015 00:48
    Поделиться

    Новый штраф за выбросы ПНГ простимулирует экополитику компаний

    Современные тренды развития мирового ТЭК все более ориентируются на стандарты "зеленой" экономики. В Минприроды РФ также заявляют о готовности ввести "цены на углерод" (то есть налог на выбросы СО2. - Ред.), как только будет создана система отчетности и проверки данных о выбросах парниковых газов компаниями. В первую очередь подобная система мер будет касаться технологии утилизации попутного нефтяного газа.

    Ключевым моментом новой государственной экологической политики в работе ТЭК становится проблема сбора, хранения, переработки и утилизации углеводородсодержащих отходов. По оценкам экспертов, в России ежегодно теряется более 25 млн т нефти и 12 млн т нефтепродуктов, из которых собирается и перерабатывается менее 10%. Сегодня экологическая острота этих проблем все больше измеряется экономическими значениями. "Реализация задач в области энергоэффективности, переход на замкнутые циклы производства и низкоуглеродную инфраструктуру должны стать одним из приоритетов для российского бизнеса", - считает глава минприроды Сергей Донской.

    В числе одного из эффективных инструментов экономического стимулирования компаний он назвал действующую правительственную программу сокращения сжигания попутного нефтяного газа. Она включает двухэтапное повышение размера платы за выбросы вредных веществ путем применения повышающих коэффициентов, а также механизмы вычетов из платы за выбросы затрат на реализацию проектов по полезному использованию ПНГ. За последние 3 года стимулирования компаний уровень утилизации этого газа уже превысил 85% и совсем скоро достигнет целевых ориентиров: к 2020 г. показатель утилизации ПНГ должен составить не менее 95%.

    Однако пока что, как показывает практика, система контроля и выявления подобных нарушений работает не всегда эффективно. К примеру, неисполнение требований законодательства о недропользовании при утилизации ПНГ на Турецком месторождении в Удмуртии обошлись "Удмуртской нефтяной компании" всего в 150 тыс. руб. штрафа в рамках привлечения к административной ответственности. В соответствии с условиями пользования недрами и проектным документом на разработку месторождения "УНК" обязана принять меры по утилизации ПНГ и в 2015 г. достичь его утилизации в объеме 95%. Однако, как установила прокурорская проверка, добываемый попутный нефтяной газ не утилизируется, а выбрасывается в атмосферу.

    Нормативно-правовая база по вопросам утилизации углеводородсодержащих отходов требует оперативной доработки

    Зачастую одной из причин таких проявлений становится несовершенство законодательства. Как считает главный специалист управления по работе с федеральными органами власти и общественными организациями "ЛУКОЙЛа" Ольга Логинова, нормативно-правовая база по вопросам утилизации углеводородсодержащих отходов требует оперативной доработки. Речь идет о тех постановлениях правительства, которые должны определить перечень продукции, подлежащей утилизации, установить нормативы утилизации, определить порядок и ставки экологического сбора, определить порядок лицензирования деятельности по обращению с отходами. По ее словам, отсутствие указанных нормативных актов не позволяет предприятиям своевременно приступить к выполнению своих обязанностей по утилизации.

    По мнению экспертов, недостаточный уровень утилизации ПНГ заключается и в сложившемся дисбалансе подсчитанных и добываемых объемов, а также в отсутствии эффективных экономических стимулов. По мнению ведущего специалиста отдела геологического моделирования "КогалымНИПИнефть" Елены Сусоевой, как правило, величина газового фактора нефти не соответствует значению, отраженному в проектном документе на разработку месторождения. "Причины расхождения "рабочих" и проектных значений кроются как в методической плоскости, так и являются следствием влияния техногенных изменений на режим эксплуатации нефтегазовых залежей и работы промысловых объектов сбора и подготовки продукции скважин", - считает она. Наряду с ошибками методологии подсчетов заслуживает внимания и сама практика реализации ПНГ. По мнению экспертов, достаточно низкий процент утилизации попутного нефтяного газа отечественными компаниями связан с тем, что возможности его транспортировки по единой системе газоснабжения ограничены, а монополист в лице "Газпрома" стремится закупать этот газ ниже его себестоимости.

    Затратным мероприятием является само строительство инфраструктуры для переработки ПНГ. Впрочем, компенсация затрат компаний в размере вычетов при исчислении платы за выбросы приносит свои позитивные результаты. Так, например, по итогам выполнения программы утилизации ПНГ в 2015 г. в компании "Газпромнефть" отмечают, что среднегодовой показатель полезного использования ПНГ вырос до 81% в 2015 г. с 55 в 2010 г. При этом добыча ПНГ за этот период увеличилась почти вдвое - с 4,4 млрд куб. м до 8 млрд куб. м. А общий объем инвестиций "Газпромнефти" в проекты утилизации ПНГ в 2015 г. составит 27,7 млрд руб., что более чем в пять раз превышает аналогичный показатель 2014 г. Рост инвестиций обусловлен прежде всего существенным увеличением капитальных вложений в строительство газовой инфраструктуры на Новопортовском и Мессояхском месторождениях, которые планируется ввести в промышленную эксплуатацию в 2016 г.

    Поделиться