О реакции тюменцев на инициативу чиновников мы уже писали в материале "Школам ищут паровозы" ("РГ-Неделя" от 19 ноября 2015 года). Процесс, напомним, начался осенью и для подавляющего большинства родителей стал полной неожиданностью. Никто не удосужился объяснить цель, суть и полезность преобразований. Многие восприняли их как механическое слияние, задуманное ради сокращения управленческой структуры. Об учащихся администраторы думали в последнюю очередь. Так оно, в принципе, и оказалось. Прокурорская проверка, проведенная после обращений члена родительского комитета школы № 5 и детского омбудсмена, установила, что реформа проходит в рамках утвержденного еще в мае 2014 года (!) "плана мероприятий по мобилизации доходов и оптимизации расходов" муниципалитета. Механизм оптимизации детально не разработан, критерии объединения - с учетом соблюдения прав несовершеннолетних - не определены, не урегулированы кадровые изменения.
Старший помощник руководителя надзорного ведомства области Екатерина Тютюник уведомила регионального уполномоченного по правам ребенка Андрея Степанова: прокурор города внес представление в адрес замглавы администрации, куратора сферы образования, и будет отслеживать законность последующих действий органа местного самоуправления.
Тем временем горожане пытаются оспорить решения о слиянии в судах. Так, в одном из исков изложены аргументы против объединения лицея № 93, специализирующегося на медицинском направлении, с двумя обыкновенными школами. Общественная организация "Тюменский родительский комитет" обратилась к депутатам облдумы с предложением внести "ограничительные" поправки в закон "О регулировании отдельных отношений в сфере образования в Тюменской области". Инициативная группа родителей настаивает на проведении экспериментов по объединению школ вместо действий по принципу "скопом и разом".
Тюменцы подчас не в состоянии угадать логику управленцев. На каком основании, спрашивают они, соединяют особенную школу "Крепыш", где занимаются дети с ослабленным здоровьем, с рядовой, вчетверо большей? Оказывается, на основании их территориальной близости. Это базовый принцип для слияния. А почему бюджетный центр творческого развития и гуманитарного образования "Этнос", где уже 20 лет преподают основы национальных культур и родные языки, присоединяют к классической музыкальной школе "Гармония"? А потому что "Этнос" передали из ведения департамента образования в подчинение департаменту культуры. Последний же, выполняя вышеупомянутый "план мероприятий по мобилизации", также стремится скрепить максимум учреждений. К примеру, из всех библиотек образуют, упрощенно говоря, одну.
По мнению главы Тюмени, спикера гордумы Тюмени Дмитрия Еремеева, для каждой школы надо разработать отдельный план реорганизации и согласовать его с родительскими комитетами и педсоветами. Экономия от слияния будет небольшой, и она не должна быть главным основанием для объединения, признает Еремеев. Самые важные вопросы: улучшится ли управляемость школ и насколько она выгодна учащимся?
Кстати
Экс-губернатор Югры, ныне аудитор Счетной палаты Александр Филипенко обнародовал выводы своих коллег о результативности оптимизации школ РФ в 2014 году. Должного анализа школьной сети не проведено, не учтены среднесрочные потребности населения, констатирует аудитор. С учетом "демографической ямы" закрыто около 400 школ. В ближайшие годы запланировано ликвидировать еще 870. Между тем к концу десятилетия учащихся резко прибавится, школам потребуется на два с половиной миллиона мест больше, чем в 2012-2013 учебном году.