В "Антонове" отказались называть новый самолет "Бандерой"

Политическим скандалом завершилась на Украине двухмесячная эпопея с выбором "народного" имени для ближнемагистрального самолета Ан-178, потенциального спасителя национального авиастроения. Руководство Государственного предприятия (ГП) "Антонов" отказалось признавать итоги объявленного открытого конкурса и оставила самолет без имени.

Голосование было объявлено 22 октября на странице ГП в сети "Фейсбук". В описании условий конкурса "коллектив предприятия" напомнил участникам, что отец-основатель конструкторского бюро Олег Антонов традиционно желал видеть в названиях своих детищ слог "АН", а вот в классификации НАТО его грузовые самолеты всегда имели латинскую литеру "С", от слова саrgo (груз).

Похоже, эта историческая справка была лишней с учетом политических реалий нынешней Украины. Потому что первое место по итогам голосования, в котором приняли участие 250 тысяч человек, с серьезным отрывом получил вариант названия "Бандера". В тройку лидеров также попали Ахмет-Хан Султан - ас Великой Отечественной войны, дважды герой Советского Союза, уроженец Крыма, а также слово "киборг", столь же популярное среди патриотов, как и "бандера", но имеющее в латинском написании "натовскую" букву "с".

Очевидно, что с точки зрения авиастроителей, знающих, что в самолете все должно быть прекрасно, включая название, имя "Бандера" - не самое удачное, учитывая физическое и моральное уродство "прототипа", не имевшего отношения к небу, но зато со времен скаутского детства научившегося хорошо ползать и жить в лесных землянках. Вероятно, и название "киборг", помня о печальной судьбе как кинематографических, так и реальных "киборгов" из Донецкого аэропорта, было сочтено авиаконструкторами неприемлемым.

Поэтому после благодарностей всем участникам голосования руководство госпредприятия было вынуждено констатировать: "В мирный ход народного конкурса вмешалась политика. Борьба за название стала поводом для международных политических баталий. Предприятие не может допустить использования безупречного бренда "Ан" в политических противостояниях. Поэтому новый транспортный Ан остается в международной классификации как Ан-178".

Заявлением этим ГП "Антонов" сильно расстроил украинских патриотов: "Если не "Бандера", то и государственный флаг на фюзеляже не нужен", - это один из самых мягких комментариев под сообщением предприятия на официальной странице в "Фейсбуке".

При этом патриотов не беспокоит, что само ГП и входящий в него завод "Антонов" (бывший "Авиант") с 2007 года произвел всего восемь новых самолетов и значительную часть средств сегодня получает от сдачи в аренду ангаров для съемок рейтинговых телешоу и штучного ремонта своей старой техники. У специалистов отрасли есть большие сомнения, что меморандумы о понимании, подписанные ГП с потенциальными иностранными заказчиками в текущем году, станут реальными контрактами. Тем более проблема не только в деградации производственной базы "Антонова", но и в самом самолете. По информации самих заводчан, которой они поделились в тех же социальных сетях, Ан-178, существующий в единственном экземпляре - "сырой" лайнер, с конструктивными недостатками, из-за которых в свои первые презентационные полеты он отправлялся с полуторатонным балластом.

Из истории "Антонова"

Опытное конструкторское бюро (ОКБ-153) было создано на Новосибирском авиационном заводе (филиале КБ Яковлева) 31 мая 1946 года. Главным конструктором назначили Олега Антонова, который работал у Александра Яковлева первым замом.

Первым ответственным заданием нового КБ стало создание Ан-2. И через год с небольшим самолет взлетел. По нынешним временам такой срок - фантастика.

Биплан, этажерка, "привет из детства авиации", "кукурузник"... Как только не называли Ан-2, но, пожалуй, трудно найти еще одну столь неприхотливую, надежную и дешевую машину. Она летала везде, где только можно, включая Антарктиду.

Летом 1952 года КБ переехало в Киев. Так Олег Константинович на всю дальнейшую жизнь получил киевскую прописку.

Об очень многих самолетах Антонова говорят как об уникальных. Скажем, об Ан-12 эксперты и сегодня отзываются, как об одном из самых лучших крылатых грузовиков. Настоящей легендой пассажирской авиации стал Ан-24.

Советские самолетостроители потрясли мир созданием тяжелого турбовинтового транспортного самолета Ан-22 "Антей". Говорят, это единственный тяжелый самолет, способный взлетать и садиться на грунтовые взлетно-посадочные полосы.

"Мне никак не давалась форма хвостового оперения "Антея" - сверхгрузоподъемного самолета-гиганта, - рассказывал Олег Константинович. - Думал, рассчитывал, рисовал... И все не так. Однажды ночью во сне четко прорисовался необычный по форме хвост самолета. Я даже проснулся от неожиданности. Зажег ночник, набросал на листке бумаги конструкцию и снова лег спать. Утром, увидев набросок, я был поражен, как раньше мне не приходило в голову такое простое решение".

Самой мощной разработкой Олега Антонова стал самолет-супергигант Ан-124 "Руслан". При его создании были найдены смелые технические решения: впервые в мире на самолете такого класса было применено стреловидное крыло суперкритического профиля.

Эта машина - последняя, созданная под непосредственным руководством выдающегося конструктора. Он умер 4 апреля 1984 года. Мировая премьера "Руслана" состоялась уже без его создателя, через год в Ле Бурже.

Олег Константинович считал, что пределов новой технике не существует. И это доказал воспитанный им коллектив: в КБ Антонова разработали еще более крупный самолет Ан-225 "Мрия". Летающий "космодром". Он делался не только для доставки на Байконур ракет, космических кораблей, но и для воздушного запуска со "спины" многоразового "Бурана".

Советский космический челнок на плечах "Мрии", прилетевший на Парижский авиасалон в мае 1989 года, и сейчас воспринимается как апофеоз конструкторской мысли...

Олег Константинович не уставал повторять: "Полетит только красивая машина". Он, кстати, прекрасно рисовал. И один из любимых мотивов - планер в небе. Начало всех начал...

Сотрудники не часто довольны своим руководителем. Но Олега Антонова любили все. Те, кому довелось работать с ним, рассказывают о его фанатической увлеченности и требовательности. Попасть к нему по знакомству было просто нереально - он принимал только лучших. Выискивал по всему Союзу. И собрал прекрасный коллектив, таких же преданных небу, как и он, людей.

Ленивые долго не держались: он просто не проявлял к ним интереса, и они уходили сами.

А еще он поражал всех своим тактом и деликатностью. Никогда не повышал голоса. Говорят, даже Никита Хрущев, большой любитель покричать, при встречах с ним менялся до неузнаваемости.

Авиаконструктор Олег Антонов создал 74 (!) модели летательных аппаратов. И не создал ни одного штурмовика или бомбардировщика.

В каждой крылатой машине конструктор предусматривал прежде всего возможности для мирного использования. Так что с названием "Бандера" в КБ Антонова обратились явно не по адресу. Их имена просто не могут стоять рядом. Они несовместимы.

Между тем

За неудачное голосование по новому имени для Ан-178 поклонники Бандеры отыгрались в Днепропетровске. По "приглашению" нового мэра города Бориса Филатова боевики так называемого "добровольческого украинского корпуса "Правого сектора" (ДУК ПС, ПС - экстремистская организация, запрещенная в России), захватили здание городской администрации. Теперь на прием к главе города, нацисту и лидеру партии "Укроп", можно попасть, лишь миновав строй вооруженных молодчиков и предъявив им документы. При этом, по сообщениям городских СМИ, милиция и полиция, продолжающие существовать на Украине параллельно, реагируют на появление таких "помощников" совершенно равнодушно. Самое забавное, что новая пресс-служба городской администрации объяснила появление "псов" в здании тем, что якобы для них в мэрии открыта "школа молодого политика", и дорогим гостям предстоит "тестировать систему для голосования "Рада" и выступать с трибуны". Более того, и "школа", и охранные услуги оформлены официальным договором между "общественной организацией с участием членов "ПС" и мэром Филатовым.