23.12.2015 14:21
    Рубрика:

    "СОЮЗ" узнал, как делают елочные игрушки на старейшей фабрике в Клину

    "CОЮЗ" побывал на старейшей в Союзном государстве фабрике стеклянных елочных игрушек в Клину
    Только-только начало светать, когда мы въехали в древний Клин. Надеялись быть первыми на "Елочке" - старейшем российском предприятии по производству стеклянных игрушек. Но нас опередила вереница автобусов с ребятишками: кто-то приехал на экскурсию, а кто на мастер-класс - учиться писать замалевок. За день на фабрике бывает до полутысячи гостей...

    - Сколько ручного труда осталось в вашей стеклянной елочной игрушке? - первым делом интересуюсь у администратора фабрики Светланы Фроловой. К слову: родословная художественного елочного промысла в Клинском районе ведет свой отсчет с 1848 года.

    - Выдув и раскраска игрушек - не задумываясь отвечает Светлана.

    В стеклодувном цехе стоит ровный гул от подаваемого мехами воздуха в газовые горелки на столах мастеров. Таинственно светятся язычки синего пламени. Рядом с каждым мастером - горка тонких стеклянных трубок. Расплавив серединку трубочки, мастер дует в образовавшийся "усик". Горячая стеклянная масса наполняется воздухом, раздувается и подрагивает, словно мыльный пузырь. Процесс требует особой осторожности, ведь лопнуть такой шарик может запросто. Говоря красиво, шар - это застывший выдох стеклодува.

    - Стеклянные трубки мы называем, как и наши предки, стеклодротами, - продолжает рассказывать Светлана Фролова. - Вот берут один стеклодрот, направляют на него огненную струю, крутят-вертят, пока стекло не разогреется до 500-600 градусов, потом через "усик" начинают выдувать шар. Диаметр шарика зависит от диаметра стеклянной трубки. Для большого шара нужно дунуть так дунуть! Когда шар достигает нужной формы, с ним начинают работать...

    От газовых горелок такой шум, что не слышно собеседника. Поэтому мастера (это в подавляющем большинстве женщины) работают в наушниках. Малоопытные - в специальных манжетах на руках. Обжечь руку пламенем, которое под большим давлением вырывается из горелки, проще простого.

    - А как мастер определяет температуру? - спрашиваю у Светланы.

    - По вибрации усиков. Не додуешь - форма будет неровной. Передуешь - стекло треснет, - поясняет Светлана Фролова.

    Еще горячий шар кладут на поднос и отправляют в сушку.

    Работа у женщин-мастеров, несмотря на всю ее красоту, достаточно вредная: в легкие попадают мельчайшие частицы стекла. На пенсию здесь уходят раньше других.

    - Светлана, а какая игрушка была у вас изготовлена самой первой?

    - Самовар из шарика с припаечкой.

    - А какая самая сложная по исполнению?

    - Да все тот же самоварчик, морока с ним.

    - А какие ваши игрушки больше всего любят покупать?

    - Щелкунчики, что называется, идут из-под рук, - улыбается Светлана Фролова. - Этот год - юбилейный для Петра Ильича Чайковского, русскому гению музыки исполнилось 175 лет. В Клину композитор жил, здесь он написал музыку к балету "Щелкунчик"...

    Технология выдува за эти 167 лет мало изменилась. Вот только вместо мужчин теперь здесь работают женщины. Вместо дров и угля - газ, а вместо печной трубы - современная вытяжка. От шума в цехе когда-то защищались берушами, теперь у всех наушники, а в наушниках музыка. Раньше выдувом крупных шаров занимались исключительно мужчины, теперь это делают женщины. Почти не осталось в Клинском районе и династий стеклодувов. Одно время даже всерьез опасались, что народный промысел погибнет. К счастью, этого не случилось, - все кризисы фабрика пережила достойно. До войны на ней была своя школа стеклодувов. Сейчас ремесло передают прямо в цехах - от мастера к ученику. Игрушка помогла выжить многим инвалидам. Где они еще могли проявить себя как не в промысле?

    По словам Светланы Фроловой, к 1940 году в Клину выдуванием игрушек занималась каждая третья семья. Во время войны многие стеклодувы и художники погибли, многие вернулись инвалидами. Отчасти поэтому начали делать каркасные игрушки на проволоке, более простые в производстве. "А как только война замирилась - вновь засияли бусы, гирлянды и шары"...

    Если раскаленные стеклодроты вставить в специальные формы, то можно получить сосновые шишки, колокольчики, страшную Бабу-ягу и озорного поросенка... Ежегодно на предприятии дают жизнь 800 видам игрушек. Самые большие шары делают для Кремлевской елки.

    Раньше в Сергиевом Посаде существовала специальная елочная лаборатория, которая разрабатывала творческие ориентиры для фабрик. Те, в свою очередь, должны были отсчитываться о достижениях. Сейчас это прерогатива Москвы: каждая новая игрушка обсуждается вначале на фабричном совете, а уж потом - в столице. И только после этого запускается в производство.

    В вакуумном цехе так называемое голье, поступившее от стеклодувов, помещают в специальную установку и... вынимают серебристое диво. По мне, такие серебряные игрушки уже можно вешать на елку!

    - Нет-нет, мы еще поколдуем над ними! - останавливает мой порыв мастер-технолог Галина Еремеева.

    - Для чего заготовки покрывают серебром?

    - Чтобы краска ложилась ровно, - говорит Галина.

    Высохшие игрушки везут в цех раскрашивания. Работают художницы обыкновенными кисточками. Вот одна из них наносит клей в виде змейки, затем посыпает шар золотой или серебряной стружкой (принцип тот же, что и у картин из песка). Шарик приобретает как бы бархатистость.

    - Наша русская елочная игрушка всегда была на особицу, - делится со мной художница четвертого разряда Наталья Ремизова. - Краски огненные, а на шарах - родные пейзажи. Заснеженные избы, искристый на морозе снег, иней на ветках...

    - Наша гордость - игрушки с просветом, - рассказывает Светлана Фролова. - Берется шарик, слегка приплюснутый с одной стороны, на нем рисуется, например, белочка. Половина шарика затем покрывается краской, а противоположная остается прозрачной. В итоге возникает иллюзия, будто белочка нарисована внутри, в самом шарике. Это 3D-изображение придумала старший художник фабрики Валентина Ермакова. Когда мы повезли такие игрушки на комиссию, специалисты вначале не поняли, как мы добились этого эффекта. Даже пытались засунуть в шарик кисточку и проверить, можно ли нарисовать белочку изнутри.

    - Чего только не напридумывали наши художники! - продолжает Светлана. - Например, стеклянную матрешку. Когда мы создавали музей, жители Клина дарили нам экспонаты. Так появилась целая витрина со всевозможными Дедами Морозами. Как-то житель Могилева привез Деда Мороза, да не с сумкой подарков, а с рогом изобилия, в котором были и машины, и велосипеды, и телевизоры, и продукты. Это был 1961 год. После войны все мечтали о хорошей жизни...

    - Одно время стали украшать елки однотонными шарами, - говорит Светлана Фролова. - Но ведь елка - она семейная, на ней должно быть много самых разных игрушек.

    Побывав на елочной фабрике в Клину, многие сами начинают собирать коллекции игрушек.

    - Сейчас модно делать игрушки своими руками, - поясняет Светлана Фролова. - У нас закупают "пустые игрушки", чтобы потом дома расписать.

    - И какие же бывают коллекции?

    - Одни собирают колокольчики, другие Дедов Морозов, третьи - Снегурочек, четвертые - ангелочков...

    - А по какому принципу вы украшаете елки?

    - Каждый год меняется цветовая гамма. Два года назад в моде были шары цвета шоколада. В этом - игрушки яркого цвета с зимними узорами.