23.12.2015 14:23
    Поделиться

    Союзное государство взяло курс на интеграцию промышленной политики

    Разработка согласованной промышленной структурной политики - в центре внимания Союзного государства. Чем объясняется такой интерес? Об этом "СОЮЗ" беседует с генеральным директором Евразийского агентства международного сотрудничества Александром Ольшевским.

    Александр Сергеевич, а в чем, собственно говоря, согласованная промышленная политика должна заключаться?

    Александр Ольшевский: Появился Евразийский экономический союз. Согласование промышленной политики открывает возможность выступать там единым игроком. Это позволит выровнять экспортные показатели и обеспечить максимум выгод. Второе обстоятельство - усложнение экономической обстановки в результате внешнего воздействия. Как адаптироваться к новым обстоятельствам, что поддерживать в рамках согласованной промышленной политики, от чего защищать совместный рынок и рынок каждой из стран-участников?

    Почему этот вопрос столь важен?

    Александр Ольшевский: Вопрос, что поддерживать, один из самых актуальных из-за необходимости импортозамещения. Тут есть риск того, что поддержка некоторых импортозамещающих производств может быть не совсем рациональной. Например, сыры. Классический санкционный продукт. Российские сыроделы выпускают недорогой, но не очень хороший продукт. Однако начинают претендовать на государственную поддержку, чтобы выпускать заменители импортных сыров. Зачем российскому рынку новая волна не лучшего сыра, если высокоразвитые белорусские сыродельные комбинаты обладают достаточными мощностями? Напрашивается вариант либо прямых закупок аналогичного продукта в Беларуси, либо организации совместных предприятий. То есть нужны координация и согласование. В том числе на уровне регионов.

    Каким образом будет происходить это согласование?

    Александр Ольшевский: Белорусские ведомства и экспортеры не всегда учитывают, что большинство российского бизнеса это частный бизнес. Координирующая роль, которую в Беларуси играют Совет Министров и контролирующие ведомства, отнюдь не принадлежит российским ведомствам. Более того, попытка излишнего давления губернатора на хозяйствующие субъекты является нарушением антимонопольного законодательства, на которое не пойдет ни один глава субъекта Федерации. В России существуют советы по торгово-экономическому сотрудничеству регионов с Беларусью. Они могут быть частью инфраструктуры согласования промышленной политики. В процесс могут быть вовлечены также бизнес, финансово-промышленные группы, отраслевые союзы, логистические операторы, инвесторы, банковский сектор.

    Недавно в Сочи прошел второй Форум регионов Беларуси и России. Его участники предложили согласовывать промышленную политику на региональном уровне.

    Александр Ольшевский: Беларусь - единственный международный партнер России, который может согласовывать что-то на уровне регионов. Все остальные работают исключительно на федеральном уровне. Это однозначно конкурентное преимущество Беларуси. К тому же на федеральном уровне нормативные документы в части закупок и технических регламентов отработаны. Тем не менее в начале этого года в связи с колебанием валютных курсов просел белорусский экспорт. Это означает потребность той самой координации в согласовании подходов, о которой шла речь на форуме регионов Беларуси и России. Надо отметить, что в российских регионах находятся фактически все центры закупок белорусской продукции, принятия решений по торгово-экономическому сотрудничеству и промышленной кооперации. Как правило, это либо муниципальные закупки, либо закупки регионального уровня. Точно так же развивается сотрудничество в плане создания совместных предприятий, кооперационных производств, торговых домов.

    Насколько активно используют имеющиеся возможности белорусские партнеры?

    Александр Ольшевский: Максимум на 10-15 %. Им удобнее работать со Смоленской областью и другими приграничными регионами, отнюдь не самыми платежеспособными. Но становится актуальным выход на основную часть России. Там, где сосредоточены газ, уголь, нефть, лес, рыба, золото. Бизнес этих регионов очень дружественен Беларуси. Он настроен на серьезные кооперационные отношения, но только последние два года начинает выходить на схемы возможного сотрудничества.

    Какая белорусская продукция и где может быть востребована?

    Александр Ольшевский: Сегодня благодаря валютным колебаниям и санкционному режиму перед белорусскими производителями открылись ниши, где раньше возможности работать не было. Особенно это касается среднего и высокого ценового сегмента. Это актуально, например, для таких категорий продуктов, как белорусские сыры. Они приходят на смену украинским, европейским и прибалтийским. Белорусские производители также смогли расширить присутствие в сегменте кондитерских изделий, соков, соусов, пищевых концентратов. Практически открыт вход на рынок для белорусского легпрома. Также возник интерес к мелкой бытовой технике эконом-сегмента. Возрастают возможности для участия в закупках продукции для городского хозяйства. Увеличивается спрос на услуги. Например, туризм в Беларуси. Также возрос спрос на сопутствующие услуги: транспортные и логистические.

    С другой стороны, часть традиционных для Беларуси ниш сузилась или закрылась. Мы наблюдаем подобную ситуацию по сухому молоку, где белорусского производителя начинает теснить новый член ЕАЭС - Кыргызстан, из-за серьезной разницы в цене, но при близком качестве. Пока белорусские производители только ведут переговоры о поставках в российские регионы плодоовощных консервов, в торговых сетях уже присутствуют армянские.

    От СССР нам достался мощный промышленный комплекс. Нужен ли он сегодня?

    Александр Ольшевский: То, что Союзное государство обладает значительным промышленным потенциалом, - однозначное преимущество, обеспечивающее продовольственную и экономическую безопасность.

    Поделиться