24.12.2015 13:35
    Поделиться

    Почему крымские рекламные фирмы оказались на грани выживания

    По оценке представителей рекламного бизнеса, за 2015 год сегмент "наружки" на полуострове просел на 50 процентов. Этому поспособствовали международные санкции, из-за которых крупные компании не спешат в Крым, а также отсутствие схем размещения конструкций. Без них города и районы не могут проводить торги на установку и эксплуатацию щитов и баннеров. К тому же в этом году власти объявили войну незаконно установленным конструкциям. Ситуация в этой сфере может усугубиться из-за принятия федерального ГОСТа.

    Снести нельзя оставить

    Поступления от наружной рекламы - один из основных доходов бюджетов городов и районов. В 2014 году "наружка" принесла в казну муниципалитетов 38,6 миллиона рублей. Результаты 2015 года станут известны позднее - подсчеты еще ведутся. Несмотря на значительное сокращение количества щитов, чиновники надеются, что после принятия схем размещения и проведения торгов поступления в местные бюджеты увеличатся минимум в два раза - в среднем до 305 тысяч рублей за каждую конструкцию (100 тысяч рублей от торгов на право заключения договора, 200 тысяч - по договору на установку и эксплуатацию конструкции и 5000 рублей - за выдачу разрешения).

    Крымские муниципалитеты должны были до 1 марта 2015 года разработать и утвердить эти схемы, предварительно согласовав проекты с министерством внутренней политики, информации и связи РК, рескомземом, минстроем РК и ГИБДД. Однако города и районы не уложились в эти сроки. Пока мининформ РК предварительно согласовал схемы лишь четырем муниципалитетам- Симферополю, Ялте, Сакам и Первомайскому району. Их концепция предполагает, что крупноформатные конструкции должны исчезнуть из исторической части населенных пунктов, в целом же количество мест для рекламы сократится в два раза.

    Основная причина, по которой в республике так медленно разрабатываются схемы, - это отсутствие проекта организации дорожного движения (ПОДД) на автомобильных дорогах общего пользования. У муниципалитетов нет на это денег.

    Помимо этого, при отсутствии схем и возможности проведения торгов в 2014 году массово сносили незаконно установленные конструкции: из 5200 демонтировали 3200. При этом некоторые муниципалитеты не стали разбираться и признали все без исключения баннеры и билборды вне закона. А новые разрешения на установку и эксплуатацию щитов рекламщики получат только после утверждения схем и проведения аукционов или конкурсов. А вот когда это произойдет, никто сказать не может.

    Сами операторы рынка признают: наводить порядок в сфере наружной рекламы надо, но нельзя рубить с плеча, так можно полностью уничтожить малый и средний бизнес в этом секторе.

    - Наружная реклама сегодня в полном загоне: на большинство конструкций есть предписания о демонтаже, разрешения на эксплуатацию щитов у 90 процентов предпринимателей уже закончились, - говорит председатель ассоциации "Гильдия предприятий внешней рекламы Крыма" Виктория Яворская. - Бюджетные деньги на демонтаж потрачены, крымские рекламные фирмы на грани или за гранью выживания, поступления в бюджет значительно сократились. К чему было спешить, рубить сук, не подготовив нормативную базу для проведения аукционов? В 2014 году ассоциация не единожды обращалась к руководству республики с предложениями, реализация которых дала бы возможность избежать сложившейся ситуации, минимизировать потери как бизнеса, так и бюджета.

    - Правила игры станут более понятными только после утверждения схем размещения рекламных щитов в городах и районах, потому что работать в условиях неопределенности сложно. Надеемся, что в следующем году эти документы будут приняты, - говорит директор одного из крымских рекламных агентств Илья Латышев.

    Экран погас

    Представители рекламного бизнеса считают, что все изменения на рекламном рынке стоило затевать после 2018 года - когда закончится срок действия украинских разрешений на рекламные конструкции. Федеральная антимонопольная служба признала их действительными. Значит, такие билборды не подлежат сносу, даже если они не вписываются в схему размещения рекламных конструкций. Но это поставит рекламные компании в неравные конкурентные условия.

    - У тех предпринимателей, чьи договоры об эксплуатации конструкций действуют до 2018 года, фиксированная арендная ставка, а другим представителям рекламного бизнеса после проведения торгов щиты обойдутся дороже, - поясняет глава Союза предпринимателей рекламы РК Роман Чегринец. - Конструкции могут находиться рядом, но цены на них будут разные, и клиенты, конечно же, выберут более дешевые.

    Не способствует подъему рынка "наружки" и экономическая ситуация: крупные и средние российские компании, опасаясь санкций, не приходят в Крым, а местные производители в этом году сократли свои расходы на рекламу.

    На плаву "наружка" держится благодаря банкам и застройщикам. Другие же клиенты перенаправили свои рекламные бюджеты в Интернет. Негативно сказалось на рынке и обесточивание полуострова. Например, власти Симферополя обязали рекламщиков отключить мультимедийные экраны, а также внешнюю и внутреннюю подсветку конструкций в связи с введением режима чрезвычайной ситуации.

    Вместе с тем участники рынка в этом году отмечают всплеск в сегменте изготовления наружной рекламы - вывесок для предприятий и крышных установок.

    Антирекламный документ

    Еще одна проблема, которая ждет представителей этого бизнеса в недалеком будущем, - новый федеральный ГОСТ о наружной рекламе на автодорогах, который вступит в силу с 1 марта 2016 года. Дело в том, что этот документ запрещает размещать наружную рекламу на расстоянии менее пяти метров от края автодороги, на одной опоре с дорожными знаками и светофорами, а также ближе 100 метров к ним. Этим требованиям не соответствуют большинство рекламных конструкций республики.

    Этот ГОСТ уже вызвал переполох в Санкт-Петербурге и Москве. Например, в Питере из 15 тысяч рекламных конструкций после введения ГОСТов может остаться чуть больше 300. Руководство этих городов активно лоббирует смягчение требований. Крым пока выжидает.

    - С 1 марта 2016 года ГОСТы обязательны к исполнению. Мэры Питера и Москвы уже поняли: при полном соответствии этим стандартам наружная реклама будет полностью убита. Количество конструкций в городах сократится в несколько раз, а это приведет к сокращению поступлений в бюджет, - говорит Виктория Яворская. - Очень удивляет отношение нашей власти к ситуации с ГОСТами: она не спешит присоединиться к Питеру и Москве и не требует смягчения государственных стандартов. Мы разослали предложение администрациям с просьбой поучаствовать в общественном обсуждении изменений ГОСТов. Надеемся, что наш федеральный округ, руководство и общественность начнут более активно участвовать в законотворческом процессе РФ.

    Поделиться