Новосибирский фотограф снял с высоты десятки городов России

Солнечное прозвище Gelio приклеилось к новосибирцу Славе Степанову еще в школьные годы, но тогда он и не подозревал, что оно в некотором смысле определит его судьбу. Взгляд сверху, от Солнца, стал своеобразной фишкой этого фотографа. Каждый город он видит по-особенному и способен удивить даже местных жителей, которым наскучили родные улицы.

Слава признается - в юности и не думал, что возьмет в руки фотоаппарат. Всегда любил архитектуру, но основным орудием творчества был карандаш. Рисовал улицы, светофоры, машины - детали были важны всегда, и так появлялись узнаваемые и в то же время особенные Москва, Гонконг, Нью-Йорк. Последним он "заболел" давно, подростком мечтал взглянуть на колыбель высотной архитектуры. А через десять лет уже кружил над Нью-Йорком на борту вертолета. Но первым и любимым городом был и остается родной Новосибирск.

- Нередко сами же местные жители говорят о Новосибирске как о городе сером, неказистом. Да что скрывать - половина нашей страны считает собственные города такими. И когда слышишь, читаешь отзывы: "Каким красивым может быть мой Екатеринбург!", или любой другой "бург", "град" или "горск", то этим подпитываешься, это заставляет снова и снова лезть на верхотуру. Значит, твой взгляд кому-то важен, нужен, интересен, - признается 29-летний фотограф.

А началось все случайно, в юности. Лазили с друзьями по крышам, не для хулиганства - полюбоваться закатами. Как вспоминает Слава, девчонки такие прогулки обожали. И вот кто-то сунул ему в руки "мыльницу", сними, мол, нас. Сфотографировал друзей, а потом попробовал снять вид сверху. Эти фотографии напомнили ему те самые города "мечты", которые он старательно выводил карандашом. Так, с чужой "мыльницы", началось увлечение, которое переросло в образ жизни.

Вскоре фотограф познакомился с Дмитрием Емельяновым, который стал менеджером совместного проекта Gelio Vostok. Вдвоем парни проехали по стране с презентациями первого фотоальбома, посвященного родному Новосибирску. Результатом этого турне стали сотни шикарных снимков российских миллионников и несколько альбомов с видами Екатеринбурга, Красноярска, Барнаула, один из последних проектов - виды Москвы с высоты.

- Мы понимали, что большинство подобных альбомов создается до сих пор в рамках устаревшей еще советской школы. Фотографии со снятыми без фантазии памятниками архитектуры перемежаются рябинами и белками в местных скверах - такие снимки почти ничего не говорят о городе. Мы же, не только стараемся показать город по-новому, но и разработали дизайн таких альбомов, чтобы их не стыдно было показать хоть в Москве, хоть за границей. Сейчас они стоят на полках у мэров нескольких городов, их дарят участникам различных делегаций, - рассказывает Дмитрий.

Степанов уверен, что любой городской объект может заиграть по-новому, нужно лишь уметь выбрать ракурс и не лениться. Ради удачного кадра он готов терпеть неудобства, которые многие назвали бы экстремальными. Однако сам себя экстремалом не считает - ни разу не делал пресловутого "селфи", даже в алмазной шахте на километровой глубине или под шпилем Останкинской телебашни на отметке 525 метров.

- Я уважаю высоту, и, хоть не испытываю панического страха, всегда знаю насколько она опасна. Человек живет в горизонтальной плоскости и любой переход в вертикальную для него - риск. Всегда нужна страховка и полная собранность. Не поддерживаю в этом смысле движение руферов, никогда не полезу на объект, чтобы покрасоваться или сделать "селфи". Мне высота дает иные ощущения, когда смотришь на удивительную панораму города, хочется поделиться ей с другими, а не себя показать. И, конечно, всегда договариваемся, соблюдаем все правила, ни одного замка в своей жизни я не взломал. Хотя нет, был один случай, - смеется Слава Степанов.

Дело было в Екатеринбурге, съемки велись со стрелы строительного крана в 40-градусный мороз. По словам фотографа, зима создает порой удивительные виды, особенно когда над городом встает морозная дымка. Поначалу холодно не было - пришлось подняться до 62-го этажа - согрелся. С такой высоты Екатеринбург увиделся сказочным городом, и съемка захватила полностью. На пару минут зашел в пустую будку крановщика - укрыться от ветра, мороза, сделать пару звонков. Скинул перчатки, оставил аппаратуру, позвонил знакомым. И, не отрываясь от разговора, решил выйти наружу, чтобы снова воочию увидеть городские красоты - тут-то дверь будки за ним и захлопнулась.

- Что было делать? Спускаться за дубликатом ключа? Можно было получить ожоги - от прикосновения на таком холоде к металлу кожа попросту прилипнет. Вокруг - ни души. Вот и пришлось немного подцепить снизу дверцу будки, да хорошенько ее потрясти, чтобы замок поддался - через пятнадцать минут я снова оказался внутри, но за это время успел прокрутить множество вариантов развития событий, почти каждый из которых заканчивался не лучшим образом. Так что расслабляться на высоте нельзя, этот урок я усвоил хорошо.

Тем временем

Недавно Слава Степанов вернулся из Ульяновска, где снимал завод "Авиастар". Нет, это не корпоративная съемка, все на чистом энтузиазме, все за свой счет, своими силами. Но полученные фото того стоят - огромные военно-транспортные "Ил-76 МД" выглядят словно модели в магазине игрушек, необычные ракурсы авиагигантов впечатляют.

Кстати

Экспозиция "Гран-при по-русски. Фотографии российских и советских лауреатов World Press Photo 1955-2015" открыта в городском Центре изобразительных искусств Новосибирска. Выставка уже объехала США, работы выставлялись в Голландии, Словакии, Бельгии. Но в Сибири представлена наиболее полная коллекция, в которую вошли фотошедевры 2015 года.

- На выставке представлена 541 фотография 120 авторов - лауреатов самого престижного конкурса фотожурналистов в мире World Press Photo, - рассказывает директор центра искусств Наталья Сергеева. - В нашем городе часто проходят фотовыставки, но "Гран-при по-русски", безусловно, одна из самых масштабных, какие у нас были. Посетители выставки смогут проследить историю нашей страны за последние пятьдесят лет. Некоторые снимки берут за душу и заставляют о многом задуматься.

На снимках, которые увидят новосибирцы, - первый выход в открытый космос, спортивные победы, портреты уникальных личностей, практически все памятные события нашей страны за последние полвека, сделанные ведущими отечественными фоторепортерами. В центре внимания многих фотохудожников - человек. Вот он только родился, а вот уже стал чемпионом на спартакиаде, вышел на митинг. Острый взгляд фотожурналистов ведущих информагентств запечатлел для потомков Брежнева и Андропова, Горбачева и Ельцина. Выставку по праву можно назвать иллюстрацией к учебнику истории.

Как отметил куратор выставки Василий Прудников, такие проекты помогают талантливым ребятам понять, что фотография может стать их профессией.

- Надеюсь, нам удастся увлечь ребят и помочь сделать первые шаги на этом поприще, чтобы отечественная фотошкола развивалась, а число российских лауреатов конкурса World Press Photo росло, - рассказал Прудников. - Дети снимают все. В поле их интереса - природа, животные, то, что делают друзья. Но самая любимая номинация - "Макросъемка", хотя это самое технически сложное направление в фотографии. На данный момент авторами от шести до восемнадцати лет загружено более восьми тысяч работ на сайте проекта "Поколение М".

Как отметил шестикратный лауреат конкурса World Press Photo Владимир Вяткин, важно научить подрастающее поколение "не фоткать", как это делают многие, а говорить, думать, размышлять на языке фотографии, помочь оценить событийность, актуальность работ.

Подготовила Наталья Решетникова, Новосибирск