Конкурс на сооружение мостков и прорубей для стирки в преддверии зимнего сезона объявили администрации Архангельской, Вологодской, Нижегородской и Костромской областей. Однако старинную русскую традицию корреспондент французского издания Le Monde Изабель Мандро восприняла по-своему.
"Подобные заявки свидетельствуют об отсутствии водоснабжения во многих областях огромной России. В России население до сих пор не обеспечено канализацией", - пишет газета. Новость подхватили другие издания, а журналист из Италии Алессандро Ловино даже приехал в Мурманск, чтобы своими глазами увидеть, как живут русские.
- Я выбрал Мурманский регион, потому что он приграничный. Я видел много медиасообщений о трудном положении россиян во время кризиса, но эта новость заставила меня сесть в самолет и прилететь, - делится Алессандро.
За комментариями корреспонденты "РГ" обратились к властям Великого Устюга (Вологодская область) и Вельска (Архангельская область). Оба муниципальных образования ежегодно оборудуют на водоемах места для стирки. Отрицать проблему в администрациях не стали: в регионах действительно существует несколько населенных пунктов, куда по разным причинам сложно провести водопровод. Однако люди самостоятельно оборудуют свои дома скважинами и устанавливают стиральные машины. Казалось бы, уж в этом случае нет никакой необходимости ходить на реку. Но вот парадокс - все равно ходят.
- Кроме того, у нас постоянно функционируют прачечная и химчистка. Однако население привыкло пользоваться бюджетным вариантом. И поэтому полоскальни на проточных водоемах имеют право быть. Причем это практикуется повсеместно на Русском Севере. Можете проверить, - поясняют в администрации Вельска.
В городе для стирки выделен всего один участок, находится он на правом берегу реки Ваги. Побольше мест организовано в Великом Устюге - в теплое время на реке Сухони действуют шесть полоскален, а в советское время, говорят, их было 15. Конструкции незамысловаты и представляют собой деревянные плоты, которые крепятся тросами к берегу. Обязательное условие - трап и поручни. Выставляют плоты в мае, а убирают в конце сентября. В зимний период полоскальня, как правило, представляет собой прорубь. Она огорожена и оборудована специальными подходами, которые чистятся от снега и наледи. При этом если летом белье в реках полноценно стирают, то зимой лишь полощут.
- Испокон веков народ стирал белье в реках и, думаю, еще долгое время будет стирать. Если бы у нас вода не замерзала, люди бы пользовались этими причалами круглогодично. Ведь посудите сами: мы живем на Севере, и без ковров нам никак не обойтись. Поэтому, особенно летом, стираем в реках дорожки, половики и паласы. Мне всегда было интересно, как вы это делаете в больших городах? - комментирует заведующий отделом городского хозяйства администрации Великого Устюга Андрей Касаткин.
Нужно сказать, что полоскальни вызвали ажиотаж и у отечественных журналистов. Так, многие углядели в организации таких конкурсов махинации с бюджетными средствами, но на правду это мало похоже. К примеру, круглогодичное содержание мостков и прорубей для стирки в Вельске обходится в 80 тысяч рублей.
Своя точка зрения на происходящее есть и у психологов. По их словам, стираное белье промывают проточной водой, чтобы очистить дом от эмоционального сора. Тем более что сегодня процесс заметно изменился - теперь стиркой занимаются не только женщины. Подключается, как правило, и вся семья: муж выжимает, дети складывают. Носить тяжелые корзины с мокрым бельем теперь тоже ни к чему: все можно погрузить в машину.