Мероприятие собрало свыше 300 экспертов: это не только теоретики - ученые, экономисты и чиновники, но и предприниматели, которым проблематика этой сферы известна не понаслышке.
Стоит отметить, что и на пленарном заседании, и на тематических "круглых столах" звучал один и, пожалуй, самый главный тезис: туризм в Липецкой области существует не только как часть культуры, но и как самодостаточный и эффективный вид бизнеса. Эксперты отметили, насколько это важно для понимания процесса его развития. Ведь если не рассматривать каждый туристический проект с точки зрения его прибыльности - инвестировать в него попросту нет смысла.
Большинство участников признали, что, по сути, глобальных проблем для инвесторов - как потенциальных, так и уже вложивших средства в туризм - в регионе нет. И дело не в том, что развитием отрасли здесь занимаются уже почти десятилетие, предлагая всевозможные льготы и преференции. Условия для развития туризма создавались изначально, когда в регионе занялись улучшением качества жизни его жителей. То есть сначала липчане позаботились о себе самих, создав прекрасную инфраструктуру, благоустроив города и села, а также постоянно повышая инвестиционную и социальную привлекательность своего края.
Теперь хорошие дороги, газификация и ухоженные улицы - это своеобразный и, надо сказать, достаточно крепкий фундамент для развития инфраструктуры гостеприимства. Ведь всем известно, что заброшенные города, какой бы богатой и интересной ни была их история, привлекают гораздо меньше туристов: гости попросту привыкли рассчитывать не только на массу впечатлений, но и банальный комфорт в поездке.
Впрочем, досадные мелочи, которые мешают увеличить турпоток в регион, все же есть. Так, владелец отреставрированной дворянской усадьбы "Скорняково" Алексей Шкрапкин обратил внимание на такую деталь: на липецких дорогах очень мало ярких указателей, ведущих к достопримечательностям, сельским усадьбам и мини-отелям.
Предприниматели его поддержали. Многие туристы проезжают через Липецкую область транзитом. Местное бизнес-сообщество обрадуется каждому, кто здесь задержится хоть на день. Но как же туристы узнают о липецких красотах, где и как остановятся в регионе, если по пути - ни единого указателя?
Другая проблема - подключение к Интернету. Администратор отеля "Теплый хутор" Ольга Корыстова рассказала, что вынуждена пользоваться модемом.
- Три года назад "Ростелеком" пообещал провести Интернет для жителей села Нижнее Казачье по программе обеспечения связью сельских поселений, - рассказала на. - Однако, узнав об отеле, они выставили счет в 700 тысяч рублей. Эта сумма слишком велика для стартапа. К сожалению, ни администрация села, ни власти Задонска пока не смогли помочь в решении проблемы.
К слову, сам отель представляет большой уютный дом. Здесь меньше десяти недорогих номеров. На начальной стадии реализации проекта заплатить за Интернет такую сумму предприниматели не могут. Между тем именно Сеть большинство бизнесменов назвали главным инструментом продвижения своих услуг.
Сколько потенциальных постояльцев потеряла разветвленная сеть сельских мини-гостиниц из-за некачественной связи, подсчитать сложно, но понятно, что такая удаленность от цивилизации мешает тому же деловому туризму получить новый импульс для развития. Эксперты подчеркнули, что отдых командированных в Липецкую область мог бы стать разнообразнее и длиннее, а средний чек, естественно, выше.
Участники конференции обратили внимание и на потенциал въездного туризма. Россия все больше интересует иностранцев, но виза доступна не всем. Яркий пример - Венгрия. Виза стоит 70 евро, для многих венгров это дорого. К тому же один человек путешествовать не будет, а для пары это сразу 140 евро к расходам на дорогу и проживание.
Все это проблемы представители липецкой власти назвали досадными мелочами, которые уже взялись исправлять. Однако конференция обозначила еще одну важную задачу: туриста необходимо воспитать. Дело в том, что несколько поколений людей выросли, не задумываясь о том, насколько может быть интересно узнавать свою страну. Большинство наших соотечественников, отправляясь на отдых, предпочитают заграничные курорты. Российскими маршрутами они даже не интересуются, кроме самых известных - Москвы, Санкт-Петербурга и Золотого кольца.
А между тем в липецких школах сейчас обучаются около 112 тысяч детей, еще примерно 19 тысяч - это студенты средних учебных заведений. Все они - потенциальные туристы, которые уже в этом возрасте могут побывать в разных городах и регионах, если прививать ребятам интерес к изучению своей страны.
И если в Министерстве культуры РФ заявили, что каждый школьник должен съездить в столицу, увидеть красоты Петербурга, а также отдохнуть в Крыму, то в Липецкой области решили сформировать свой топ достопримечательностей для начинающих путешественников.
Эксперты подчеркнули: никто не говорит, что подрастающее поколение совсем не ездит по региону. Только вот четкой системы никто не видит: какие музеи посещают школьники, какие турмаршруты выбирают, что им интересно, а что сложно для понимания - решает только классный руководитель. Ситуацию пообещали изменить. Помимо регионального управления образования и науки и муниципальных органов власти этим займется еще и созданный Совет по развитию детского туризма. Итогом работы должны стать яркие впечатления детей от систематических экскурсионных поездок.