Данила, почему вам в этом фильме захотелось быть не только актером, но еще и продюсером?
Данила Козловский: Объясню. Я давно к этому шел. Мне в кино интересно все. Продюсирование дает новый опыт участия в фильме, к тому же на материале, который мне очень нравится. Это возможность интегрировать в фильм свое представление о кино. Можно долго ждать, пока появится по-настоящему близкая тебе роль, а можно попробовать самому сделать историю, которую тебе не предлагают и в ближайшее время не предложат. В этом смысле у нас с Пашей Руминовым все получилось очень органично. Он рассказал мне про свой замысел, я сразу решил: давай я буду это продюсировать! Хотя ничего не знал и не понимал - как за это браться, где найти деньги. Начали с работы над сценарием…
Вы соавтор?
Данила Козловский: Нет. Паша писал сценарий: приезжал ко мне в Питер, мы садились в кафе рядом с театром, где я работаю (в тот момент я репетировал в спектакле Льва Абрамовича Додина "Коварство и любовь"). Мы обсуждали, что он написал, разбирали все подробно, потом Паша уезжал, приезжал снова - и так было много раз. Мы решили сделать неслащавую, неформальную, очень искреннюю и современную романтическую комедию. Ведь этот жанр изуродован нещадно. Хороших романтических комедий гораздо меньше, чем плохих, - хотя их ждут в прокате, их хотят смотреть. Но то, что выходит, в основном пошло, вульгарно, плоско, глупо и совсем неромантично. Очень редко случается удачи - такие как "Pro любовь" Анны Меликян, замечательное кино!
"Дождись меня! Пойдем на фото-колл", - внезапно вскакивает Данила, увидев Лизу Боярскую. - "Про фотосессию с партнерами и гостями продюсер тоже должен думать", - это уже мне. Козловский подбегает к Боярской, чтобы поприветствовать и расцеловать - видно, что оба искренне рады друг другу. Возвращается, разговор продолжается).
Данила, выбор Лизы Боярской на главную роль - ваше продюсерское решение? Это как-то связано с тем, что вы оба работаете у Льва Додина и часто играете вместе?
Данила Козловский: Да, это мой выбор, и Паша Руминов его сразу одобрил. Ее кандидатура устраивала и моих сопродюсеров - Сережу Ливнева и Сергея Бобзу. Лиза - звезда, красавица и очень хорошая актриса. Для меня Лиза - близкий человек, моя постоянная партнерша, мы друзья, участвуем в пяти спектаклях Малого драматического театра - Театра Европы, многое прошли вместе и очень хорошо знаем друг друга. Для такого фильма как "Статус: Свободен" это было крайне важно - чтобы партнеры были сроднившимися, с полуслова понимающими друг друга людьми.
Владимир Селезнев, который играет в фильме разлучника вашей пары, тоже ведь из театра Додина?
Данила Козловский: Да. Он замечательный артист и человек. Эта идея появилась спонтанно. Студии в Петербурге у нас не было, и пробу Владимира мы сделали у меня дома, я отправил видео сопродюсерам, а сам улетел в Лос-Анджелес. Звоню оттуда и узнаю, что они со мной согласны, пробу утвердили.
Хорошо быть продюсером: можно все решать самому.
Данила Козловский: С одной стороны, да. С другой - я никогда не буду продвигать свой выбор вопреки воле режиссера и общему замыслу. Если ты понимаешь, что артист не совсем годится, но он твой близкий друг, и ты вроде бы ему помогаешь, то в итоге вредишь делу. И дружбе тоже. Так что нет: назначение на роль - совсем не вопрос дружеских симпатий, важен только сам фильм. Без Лизы и Володи его бы не было.
С Лизой Боярской вы сейчас репетируете "Гамлета". Как идут дела?
Данила Козловский: Очень интересно! Не могу, к сожалению, говорить, в каком переводе взят текст, ни про какие-то другие детали, но мне страшно нравится все, что происходит в процессе репетиций. Удивительна степень актуальности и глубочайших смыслов. Визуально необыкновенно придумано: декорации делает Александр Боровский, сын легендарного Давида Боровского, который создал сценографию любимовского Гамлета с Владимиром Высоцким.
У вас есть любимый исполнитель роли Гамлета?
Данила Козловский: Наверное, нет. Хотя выдающихся работ было немало. Мне говорили, что замечательный Гамлет был в постановках Питера Брука, Роберта Стуруа, Бенедикт Камбербэтч вот недавно сыграл. Но я пока не хочу смотреть других исполнителей, чтобы это не увело меня в сторону, - полностью погружен в репетиции в МДТ. Идет напряженная работа, премьера намечена на конец марта - начало апреля.
Как вы оцениваете перспективы вашего первого продюсерского опыта в кино?
Данила Козловский: Не знаю, что ждет в прокате наш фильм, тут последнее слово за зрителем. Но мы старались ни в чем не врать, не фальшивить. И мы действительно любим наших героев. Мне, конечно, важно было уже сейчас протестировать аудиторию. На приватных показах я представлял фильм своим коллегам и друзьям, они довольны. А в Ирландии состоялась мировая премьера.
Почему именно там?
Данила Козловский: Мой английский агент Ричард Кук, которому фильм очень понравился, предложил поехать туда на фестиваль Европейского кино Subtitle в Килкенни. Там публика собирается очень специфическая - суперпрофессиональная. Это представители кинокомпаний "Парамаунт", "Фокс", кастинг-директора крупнейших мировых студий, которые снимают мировые хиты от бондиады до приключений Борна. Полный зал людей, которые, мягко говоря, в кино кое-что понимают. Их реакция была для меня ошеломляющей: они нас приняли "на ура".
То есть российское кино их не отпугивает?
Данила Козловский: Наоборот, вызывает большое воодушевление. А Ричарду просто надо памятник поставить. Он так любит наше кино - и коммерческое, и авторское, с неподдельной нежностью относится к нашим артистам и от всей души готов поддерживать и продвигать российские фильмы на европейский и американский рынок.
Павел Руминов говорит, что история расставания, рассказанная в вашем фильме, для него во многом автобиографична. А вам знакома эта коллизия?
Данила Козловский: Ну, конечно. Думаю, она знакома всем. Тема расставания - вечная. И в моей жизни не один раз такое случалось.
Вы пришли на этот показ с красивой девушкой. Значит ли это, что тег "статус: свободен" не про вас?
Данила Козловский: Нет, не про меня.
Наступающему году вполне можно присвоить статус "год Данилы Козловского". Один за другим появятся на экранах целых шесть фильмов с вашим участием. Можете коротко сказать, чем они вас важны?
Данила Козловский: Весной выйдет "Экипаж" - наша вторая совместная работа с Колей Лебедевым. Он мой дорогой друг, прекрасный режиссер. Впервые играю в фильме-катастрофе, мощном блокбастере, сделанном в системе IMAX 3D. Но при высокой технологичности, как всегда у Коли, самое главное - человеческая история, психологические нюансы, сшибка характеров. Затем, "Матильда" - большая, костюмно-историческая картина о Кшесинской; я впервые снимался у такого мастера, как Алексей Учитель, и очень жду этот фильм. "Викинг" - невероятно важный проект, которым я жил целых полгода. "Хардкор" - необыкновенный опыт полного перевоплощения, меня там трудно узнать, было ужасно интересно и азартно участвовать в необычном боевике Ильи Найшуллера, и это американский релиз - фильм выйдет по всему миру. Еще будет комедия Жени Шулякова "Пятница". А начнет мой год вот этот фильм - "Статус: Свободен".