"Корабль передан флоту для полноценной эксплуатации, без каких-либо изъятий и оговорок", - дали понять в компании "Тэтис-Про", которая является поставщиком глубоководного комплекса ГВК-450 и другого важнейшего оборудования для "Игоря Белосоува". А само судно, по словам того же источника, успешно выдержало все назначенные испытания. Получить подтверждение этим словам у официального представителя ВМФ Игоря Дыгало, который особым образом опекал этот важный для флота проект, пока не удалось.
Между тем на самой церемонии в Петербурге заместитель главкома ВМФ РФ вице-адмирал Виктор Бурсук отметил, что "длительные испытания завершились успешно", а при строительстве корабля "были использованы все передовые идеи, накопленные промышленностью и ВМФ".
Напомним, что специальное спасательное судно, получившее в момент закладки имя "Игорь Белоусов", начали строить в 2005 году, а спустили на воду только в 2012-м. Оно предназначено для оказания помощи экипажам аварийных подводных лодок, лежащих на грунте или находящихся в надводном положении, а также для подачи воздуха, электроэнергии и спасательных средств на подводные лодки и надводные корабли в нештатных ситуациях. Проектировщиком судна выступило ЦКМБ "Алмаз".
Этой осенью в статье "Позывной надежды - "Игорь Белосоусов" мы подробно, с использованием инфографики, рассказывали об устройстве корабля-спасателя и тех сложностях, которые возникали на различных этапах его создания, вплоть до финальных испытаний. В российских СМИ было много на этот счет разноречивых комментариев, приводились заключения авторитетных российских экспертов и специалистов военной приемки, у которых возникали веские, на их взгляд, замечания по глубоководному комплексу, его соответствию заявленным ТТХ и работоспособности на больших глубинах (по проекту - до 450 метров).
Они появлялись и во время межведомственных испытаний, которые "Игорь Белоусов" проводил сначала в Балтийском море, потом в глубоководном районе Бискайского залива, а затем снова на Балтике. В итоге "выполнено 23 спуска на малые и средние глубины с одновременным проведением испытаний водолазного снаряжения и оборудования для выполнения подводно-технических работ". Капитан 1 ранга Игорь Дыгало ранее заявлял, что "результаты испытаний, многие из которых проводились впервые, полностью подтвердили соответствие всех характеристик техзаданию Военно-Морского флота".
25 декабря на Адмиратейских верфях было официально объявлено, что "Игорь Белоусов" станет нести службу на Тихоокеанском флоте. По тому, как проявит себя судно-спасатель на Дальнем Востоке, будет решаться судьба последующих кораблей аналогичного назначения. Речь может идти еще о трех новых кораблях проекта 21300 - чтобы по одному для каждого из флотов, дал понять начальник управления кораблестроения Владимир Тряпичников.
Стоимость головного спасателя, по словам вице-адмирала Бурсука, превысила 10 миллиардов рублей. "Следующий корабль еще не заложен, - цитирует ТАСС его заявление. - Думаю, это произойдет в конце 2017 года". К тому времени, полагает заместитель главкома, будут проведены практические спуски водолазных специалистов на предельные глубины, а сам корабль и его ключевые системы опробованы в реальных флотских условиях.
Поэтому и контракты на последующие корабли серии еще не заключены. Ни с проектировщиками, ни со строителями, ни с поставщиками специального оборудования, включая ГВК. Они будут заключены, уточнил адмирал, после окончательного согласования номенклатуры оборудования и тех корректив, которые потребуется внести по результатам практической эксплуатации.