В этот раз главным событием субботней ночи стала презентация экспонатов из коллекции княгини Марии Клавдиевны Тенишевой (1858-1928), переданной в дар Смоленску в 1905 году.
Коллекция Тенишевой никогда не экспонировалась - ни в Смоленске, и за его пределами. Отдельные предметы иногда покидали фонды Смоленского музея-заповедника ради участия в каких-то крупных выставках, кое-что можно увидеть в историко-архитектурном комплексе "Теремок", в 2011 году в историческом музее прошла небольшая, но очень интересная выставка "Лавка редкостей и древностей", однако в полном объеме коллекцию никто и никогда не видел - ни до 1917 года, ни в советское время, ни в новейшей истории. "Самая культурная ночь" дала горожанам возможность познакомиться с еще одной частичкой этой загадочной коллекции.
- Сегодня мы представили зрителям предметы из коллекции Марии Клавдиевны Тенишевой - царские врата и запрестольный крест, - рассказала заведующая художественной галереи Дарья Иванова. - Это удивительно тонкая церковная резьба по дереву XVIII века, и мы неслучайно назвали эту экспозицию "Возрождение". Увидеть эти замечательные предметы стало возможно благодаря мастерству специалистов Всероссийского научно-реставрационного центра имени Грабаря. Этой сложнейшей работе мы сегодня уделяем особое внимание, демонстрируя участникам "самой культурной ночи" все стадии реставрации уникальных экспонатов, которые сегодня представлены их вниманию.
Эти предметы не смоленского происхождения. Тенишева приобрела их в одной из своих экспедиций, в которых ее сопровождала и консультировала целая команда искусствоведов - Адриан Прахов, Иван Барщевский, Владимир Сизов. Эти уникальные примеры мастерской резьбы по дереву она привезла из Ветлуги Костромской губернии, где царские врата и запрестольный крест не менее ста лет "служили" в одной из местных церквей.
Не надо думать, что экспедиции Тенишевой были чем-то сродни деятельности "черных копателей" - княгиня собирала свою коллекцию совершенно легальными способами. В то время церковь довольно часто устраивала благотворительные распродажи и аукционы, на которые выставляла свое имущество, которое уже не использовалось в храмах, и эта практика позволяла коллекционерам приобретать и, тем самым, давать новую жизнь огромному количеству уникальных образцов религиозного искусства.
"Самая культурная ночь" в художественной галерее была полна классической камерной музыки, при этом особое внимание было уделено рождественской теме. Тем вечером для посетителей было устроено два концерта, в ходе которых музыканты не только исполнили произведения Баха, Телемана, Дакена, Чайковского и Аренского, но и рассказали публике об истории их создания. А для юных участников "самой культурной ночи" в художественной галерее был организован мастер-класс, посвященный изготовлению елочных украшений.