Как родилась идея написать книгу о России именно сейчас?
Иван Бло: Дело в том, что нынешнюю Россию, увы, у нас плохо знают, да и исследований ей посвященных, тем более объективных, практически нет. Что касается СМИ, то там царствует в основном предвзятость, односторонний подход, короче, злонамеренность. Поэтому я решил рассказать соотечественникам, какой я знаю вашу страну, где часто бывал и бываю. Ведь в нынешней России я обнаружил множество положительных сдвигов, о чем у нас умалчивают, если не искажают.
И какой вам видится наша страна?
Иван Бло: Во-первых, она отличается от той, что была в советские времена. И дело не только в том, что внешне поменялась, а города, включая, естественно, Москву, заполнились нескончаемыми потоками автомобилей. Изменилась атмосфера в стране, изменился менталитет. Россия повернулась лицом к традиционным ценностям, таким как семья, патриотизм, которыми на Западе, начиная с 60-70-х годов прошлого столетия, все больше пренебрегают. Лично я считаю их не только важными, но и жизненно необходимыми. Мне было интересно понять, почему в России, к примеру, удалось переломить негативную демографическую тенденцию, добиться стабильного роста рождаемости, чего нет во многих западноевропейских странах. А ведь многие специалисты утверждали, что это было практически невозможно сделать. Ошиблись. Или мощное возрождение в России интереса к религии, что для французов, воспитанных в стране со строгим светским режимом, представляется чем-то невероятным. Более того, в России между православной церковью и государством установились отношения согласия и сотрудничества, что идет на общую пользу. И этот аспект для моих сограждан разителен, ибо у нас подобные связи очень незначительны. Но это крайне важно, ибо христианские духовные ценности - основа общества. Как бы на это ни закрывали глаза агностики и атеисты, корни нашей общей европейской цивилизации уходят именно в христианство. Непреложный факт истории и социологии.
В книге вы проводите параллель между Владимиром Путиным и Шарлем де Голлем. В чем, на ваш взгляд, между ними сходство?
Иван Бло: Оба выходцы из структур, цель которых - защита Отечества, а я всегда считал, что отстаивать национальные интересы в высших эшелонах власти должны как люди гражданские, так и носители патриотических принципов с военной закалкой. Шарль де Голль был истинным патриотом, таким же является и Владимир Путин. У них схожий подход к международным делам. Генерал был убежден в том, что внешнеполитический курс Франции должен быть независимым, суверенным. После победы над Германией, в послевоенное время он считал, что США представляет для Франции угрозу, ибо в те годы Вашингтон пытался установить над нашей страной внешнее управление, чему генерал активно сопротивлялся. Такой же политики в иных условиях придерживается Владимир Путин, что совсем не просто. Ведь после распада СССР Россия испытала на себе давление со стороны Соединенных Штатов, которые стремились навязать ей свою волю, а также ослабить, в частности, втягивая в НАТО восточноевропейские страны, тем самым приближаясь к российским границам. И вот еще один очень важный аспект. Речь идет о стремлении сплотить вокруг себя как можно больше сограждан. Де Голль создал в 1947 году партию, которая скорее была массовым движением - "Объединение французского народа" (ОФН). И в России партия, поддерживающая Путина, а это "Единая Россия", по названию и целям схожа с тогдашней деголлевской. Более того, у вас была основана еще одна организация, которая вызвала у меня большой интерес. Это Общероссийский народный фронт, объединяющий всех, кто стремится улучшить жизнь в стране, выступая с полезными инициативами, контролируя осуществление запущенных социально-экономических программ. Все это созвучно представлениям де Голля о широком вовлечении сограждан в решение государственных, национально значимых задач.
Одна из глав вашей книги посвящена вопросам демократии, свободе слова. Что вас побудило высказаться по этим острым темам?
Иван Бло: Действительно, меня они очень интересует. Одно из направлений моей профессиональной деятельности - это преподавание, в основном политэкономии, в высших учебных заведениях. К примеру, в университетах Ниццы, Ренна, Парижа. А также в России - в Великом Новгороде, Москве. И вот какая штука. В России никто и никогда давал мне каких-либо указаний или чем-то ограничивал темы лекций, хотя, заметим, политическая экономия - вещь весьма неоднозначная. А вот во Франции я порой сталкивался с обструкцией. Так намеревался прочитать цикл лекций в парижском "Сьянс-По" (Институте политических наук), где, кстати, в молодости и сам учился. Так вот там натолкнулся на стену. Бывший директор социалист Ришар Декуэн, заявил, что Иван Бло его не устраивает "из-за политических взглядов". Позже планировал в сотрудничестве с этим институтом написать книгу о прямой демократии. Мы уже начали работу с профессорами "Сьян-По", все шло хорошо вплоть до того дня, когда мои соавторы вдруг перестали отвечать на телефонные звонки. Спустя некоторое время узнал, что проект был зарублен руководством института. Кстати, книга позднее была написана, она даже переведена на русский. Как видите, свобода самовыражения провозглашена, но не всем этим правом дают воспользоваться.
Что касается демократии, то выражу свое мнение. 15 лет я был депутатом парламента, и хорошо знаю, что политический режим во многих странах Запада - олигархический, в том числе и в США. Называют себя демократиями, но на самом деле такими не являются. Отсюда и недовольство народа. Посмотрите, большинство граждан во Франции дают негативную оценку нынешним властям, что подтверждают опросы общественного мнения. И тому есть множество причин: безработица, у нас четверть молодежи ей охвачено, недостаточная борьба с преступностью, малоэффективная миграционная политика и многое другое. Получается, что политика тех, кто находится наверху власти, не отвечает чаяниям людей, хотя в нашей Конституции записано, что демократия - это правление, осуществляемое народом и для народа. Между элитами и гражданами образовался разрыв, который постоянно растет. В России же картина иная: подавляющее большинство граждан поддерживает курс Владимира Путина. И это происходит потому, что, как мне представляется, он проводит линию, которая созвучна их интересам.
Россию и Францию связывают давнишние связи, это еще одна тема, затронутая в вашей книге. Какие они сейчас?
Иван Бло: Давнишние и особые. Ведь Россия трижды спасала Францию. Первый раз, когда после разгрома Наполеона в 1815 году император Александр I на Венском конгрессе не дал расчленить Францию, на чем настаивали другие участники антинаполеоновской коалиции. В 1914 году во время сражения на Марне русская армия, еще не достаточно отмобилизованная, начала наступление, что ослабило наступление немцев на Париж, и те не смогли его захватить. И в третий раз во время Второй мировой войны, когда без русских не было бы победы над Гитлером, а значит, Франция не освободилась бы от немецкой оккупации. Надо помнить, что 80 процентов фашистских дивизий были уничтожены на восточном фронте. Этого никому не дано забывать.
Франко-российская дружба необходима как для наших народов, так и для всей Европы, ибо она всегда способствовала ее единству, гармонии на континенте. Для полной стабильности, как мне представляется, нужен альянс трех европейских стран - Франции, России и Германии.
Россия стремится иметь взаимовыгодные отношения с европейскими странами. Об этом, в частности, заявил Владимир Путин в недавно показанном на российском телевидении фильме "Миропорядок". Однако, как он подчеркнул в беседе с его создателем Владимиром Соловьевым, тому есть препятствие: Европа не проводит самостоятельной политики, отдавая часть суверенитета США. А вы как считаете?
Иван Бло: Ваш президент прав. Сначала часть нашего суверенитета мы передали Евросоюзу, который, замечу, в значительной степени находится под американским давлением. Не знаю, как это конкретно происходит в Европейской комиссии, но в Европарламенте, депутатом которого я одно время являлся, не было большой тайной, что кое-кто там получал от американцев деньги, чтобы голосовать за некоторые документы. Американское влияние на Европу очень велико. Оно также реализуется и через военно-политический союз НАТО, что также лишает европейцев немалой доли суверенитета. Недаром Шарль де Голль принял решение о выходе Франции из этой организации. Так что слова Владимира Путина отражают действительное положение вещей.
Продление еще на полгода санкций ЕС против России, судя по всему, также не обошлось без прессинга из-за океана.
Иван Бло: С санкциями надо кончать. Думаю, что это понимают и те, кто в ЕС их принимал. Знаю, что на них оказывается мощнейший прессинг со стороны патроната, руководителей всех предприятий, концернов. Они требуют отмены санкций, которые препятствуют торгово-экономическим связям с вашей страной. Ведь на российском рынке активно и успешно работают более 400 филиалов французских компаний. Все они нацелены на то, чтобы зарабатывать на российских проектах, создавать там рабочие места, делать инвестиции, а также способствовать российским капиталовложениям во Франции.
Мы на пороге нового 2016 года. Каким, как вы думаете, он будет?
Иван Бло: Мировому сообществу, конечно, придется сосредоточить усилия на борьбе с терроризмом. И в этом значительную роль сыграет Россия, которая уже наглядно показала в Сирии свои возросшие возможности. Другая проблема, а она очень беспокоит и меня, и моих соотечественников, это нескончаемые потоки беженцев, хлынувших в Европу. В то время как с терроризмом общими усилиями, как мне кажется, нам все-таки удастся справиться, особого оптимизма в скором разрешении кризиса, вызванного миграцией с Ближнего Востока, я не испытываю. И третье - это экономика. В Европе она находится в далеко не блестящем состоянии. Страны, включая Францию, имеют огромные долги, экономический рост минимален.
Вступая в новый год, мир оказывается сразу на сложном перекрестке, и чтобы выбрать правильный путь, нам надо действовать всем вместе.
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"