Перед рождественскими каникулами официальный Киев оказался в традиционно сложной ситуации: для поддержания экономики на плаву требовались кредитные средства МВФ. Но для того, чтобы их получить, следовало принять бюджет с учетом требований кредитора. При этом у правительства и у депутатов было понимание, что исполнить все пожелания фонда невозможно без дальнейшего обнищания населения. Но, судя по тому, что бюджет без существенных изменений все-таки принят Радой, в 2016 году ощутить все прелести "расширения налогооблагаемой базы" и "бюджетной экономии" придется всей Украине.
Бюджет на 2016 год, как, впрочем, и предыдущий, попросту подгонялся в незалежной под цифры, которые желали видеть бюрократы в МВФ. Например, в ведомстве Кристин Лагард "заказали" дефицит бюджета не выше 3,75 процента, и Рада вместе с правительством выдали сверх плана - 3,7 процента, или около 3,5 миллиардов долларов. Ожидаемая инфляция составит, как и в прошлом году, 12 процентов, а рост ВВП предполагается на уровне 2 процентов (в прошлом бюджете закладывалось падение на 4,3 процента). Впрочем, все цифры бюджета 2015-го, также принимавшиеся "под елочку", и согласованные с МВФ, в реальности оказались иными: ВВП к концу года упал на 12 процентов, а инфляция выросла до 50 процентов, в четыре раза перекрыв оптимистические ожидания.
Потому сегодня даже у самых оптимистичных украинских экспертов нет оснований полагать, что с новым бюджетом выйдет по-другому. Тем более, с учетом решения России закрыть для Украины существовавшую ранее зону свободной торговли. Даже падение цен на нефть просвещенных украинских оптимистов уже не слишком радует: они вдруг выяснили, что этот процесс снижает на мировых рынках и стоимость зерновых - основного на сегодня экспортного продукта Украины, компенсирующего деградацию машиностроительной и химической отраслей.
Впрочем, в последний момент аграрное лобби в окружении президента вытребовало себе поправки к специальному режиму налогообложения, и избавилось от уплаты НДС в бюджет. Остальным повезло меньше. Так, пенсионеры получат налог 15 процентов на пенсию, если она превышает в три раза минимальную (то есть составляет чуть более 170 долларов). Фактически отменяется "упрощенная система" налогообложения для малого бизнеса, повышается налог с доходов для физических лиц, лишаются бюджетного финансирования библиотеки и заведения культуры. С государственного баланса снимаются сельские школы вместе с школьным питанием, урезается или прекращается выплата детских пособий. Эти и многие другие примеры "оптимизации", содержатся в изменениях к налоговому кодексу, по которому верстался новый бюджет и который тоже был написан под диктовку МВФ.
Если верить лидеру парламентской фракции "Самопомощь" Олегу Березюку, минфин попросту заказал проект бюджета и изменений в налоговый кодекс у западной компании. Но та, как оказалось, совсем не знала реалий жизни в Украине. Понятно, почему принять такой бюджет Раду упрашивали послы стран "Большой семерки" в специальном обращении, а министр финансов США Джейкоб Лью при личном общении с премьером Яценюком - мол, Киев обязан выполнить свои "обязательства" перед МВФ, иначе денег больше не будет, даже с учетом открывшейся возможности кредитовать государство, объявившее дефолт. Возможно, все дело в том, что наибольшие расходы - почти 5 процентов от общей суммы, или около 4,5 миллиарда долларов - предназначены на "оборону", то есть на нужды "антитеррористической операции". И значит, какими бы эпитетами не описывался в Киеве этот бюджет сторонниками и противниками - "стабилизационный", "бюджет проедания" или "постепенного развития", - по сути своей он остается бюджетом военного времени и, значит, бюджетом "умирания" Украины под зорким наблюдением МВФ.