"Надо смотреть на горизонт 5-10 лет, как эта технология может помочь экономике, взаимоотношениям государства и человека", - отметил он. Рабочая группа по изучению blockchain создана в ЦБ, законодательная база по ее регулированию может быть готова к 2017 году.
Blockchain (дословно "цепочка из блоков") - это распределенная база данных, состоящая из блоков транзакций. Чтобы транзакция считалась достоверной, ее проверяют и добавляют в составе группы в специальную структуру - блок. Затем блоки выстраиваются в цепочку, которая содержит сведения о всех совершенных когда-либо операциях. "Хранение точной и достоверной информации о всех транзакциях позволяет не только хранить деньги, но и совершать денежные транзакции без необходимости доверять друг другу или посреднику, - отметил глава правления ФОРА-Банка Сергей Балакин. - Технологии продвинутого шифрования могут быть актуальными для индустрии платежей, они обеспечат надежность, удешевят и ускорят транзакции. С помощью blockchain можно также значительно усовершенствовать инфраструктуру онлайн-торговли. Востребованной она может быть и в сегменте P2P".
Директор по работе с финансовым сектором компании SAS Россия/СНГ Юлий Гольдберг главным преимуществом технологии назвал независимость от каких-либо государственных или коммерческих организаций. "Идея множественности центров обработки информации, эмиссионных центров (в случае с bitcoin) и их независимости друг от друга - это главное в blockchain, - отметил он. - Технология предусматривает гарантированное "вечное" хранение данных о транзакциях без возможности удалить или изменить информацию в каком-то одном, недобросовестном центре обработки. Такой подход позволит снизить риски мошенничества, операционные риски, связанные со сбоями системы и потерей данных". Также, по его словам, в связи с независимостью от государств и правительств основанные на blockchain системы расчетов и эмиссионные центры не подвержены влиянию политических факторов. Например, если удастся построить таким образом альтернативную SWIFT-систему обмена финансовыми транзакциями, то никого из ее участников нельзя будет принудительно отключить от нее в рамках санкций одной страны в отношении другой.
По словам Балакина, с помощью blockchain можно создать корпоративные распределенные базы данных с учетом потребностей каждой компании. Эти базы смогут взаимодействовать с распределенными базами данных других компаний, обеспечивая при этом необходимый уровень безопасности и конфиденциальности. Распределенный реестр может быть особенно актуален в таких сегментах, как кредитование, сделки РЕПО, рынок акций. Весь цикл движения заемных средств и обязательств можно будет анализировать в реальном времени.
Помимо возможностей технология потенциально несет в себе и риски. "Для государств, например, важно принимать во внимание риск утраты ими монополии на денежную эмиссию, - отметил Гольдберг. - Если люди смогут расплачиваться за товары, переводить друг другу, накапливать средства и получать кредиты в криптовалютах, то государство потеряет существенную часть рычагов влияния на экономику". Технологические и операционные риски связаны с относительной новизной технологии и ее бурным развитием. С точки зрения заложенных в технологию идей все выглядит очень красиво, говорят эксперты, но призывают не забывать, что реализацией этих идей занимаются люди, которые могут совершать ошибки. Соответственно, оценивать технологию как супернадежную и защищенную можно пока только авансом.
"В перспективы развития в России криптовалют или финансовых расчетов на основе blockchain я верю слабо, поскольку либертарианские идеи диаметрально противоположны тем тенденциям максимизации влияния государства на все процессы, которые наблюдаются у нас сегодня, - отметил Гольдберг. - У blockchain же перспективы более радужные. Поскольку это не разработка крупного западного вендора, а любимое сегодня чиновниками СПО, то эта технология вполне может получить зеленый свет".