Сергей Николаевич, что происходит в войсках с преступностью? Она растет или падает?
Сергей Фридинский: Несмотря на некоторый рост общего количества учтенных преступлений, сегодня ситуация с соблюдением законности в Вооруженных силах и других поднадзорных нам структурах стабильная и в целом управляемая. Благодаря совместным усилиям командования, военных прокуроров, других правоохранительных органов в подавляющем большинстве армейских подразделений не зарегистрировано ни одного правонарушения. Сокращение тяжких и особо тяжких преступлений, посягательств на порядок военной службы и ряда других категорий преступлений приобрело устойчивый характер.
Отрадно, что из года в год уверенно уменьшается число военнослужащих, пострадавших от преступлений. Конечно, это не значит, что все проблемы решены. Есть еще вопросы и с насильственными преступлениями, с коррупцией, с хищениями, которые требуют решения.
На коллегии военного ведомства президент особо обратил внимание на необходимость полной реализации заданий гособоронзаказа и других программ в области военного строительства. Насколько эффективно военной прокуратуре удается обеспечивать в данном вопросе режим законности?
Сергей Фридинский: Очень объемная и динамичная сфера, но подвижки есть. В текущем году военными прокурорами выявлено свыше восьми тысяч нарушений закона. По результатам нашей работы более тысячи должностных лиц привлечены к различным видам ответственности. По материалам проверок расследуется 134 уголовных дела, государству возвращено 545 млн рублей. В результате общих усилий не быстро, но сокращается дебиторская задолженность, сроки исполнения контрактов, улучшается качество произведенной продукции.
Среди лиц, привлеченных к ответственности, не только военачальники, но и руководители предприятий, коммерческих организаций, субподрядчики. Не прекращается работа по контролю за законным расходованием денежных средств, выделяемых на гособоронзаказ.
К примеру, руководство одного из предприятий по производству артиллерийских систем "запамятовало", что сменило комплектующие на более современные и дешевые, и после нашей проверки вынуждено было возвратить в казну 148 млн рублей. Но мы не всегда так лояльны.
По результатам проверок Главной военной прокуратуры и расследования уголовного дела к длительным срокам лишения свободы приговорены бывшие руководители акционерного общества "Воентелеком", в том числе его прежний генеральный директор Тамодин. Там за счет необоснованного завышения стоимости работ по контрактам через аффилированные компании умудрились похитить в общей сложности около миллиарда рублей.
В целях исполнения приговора наложены аресты на активы осужденных.
Во взаимодействии с министерствами и ведомствами нашими территориальными коллегами в субъектах страны выявлены и пресечены факты нецелевого и неэффективного использования средств оборонного заказа, нарушения правил проведения конкурсных процедур.
В ряде случаев военными прокурорами пресечены откровенные злоупотребления при расчете затрат исполнителей на этапе производства продукции военного назначения, ее приемке и оплате. Так, акционерное общество "Заслон", получив стопроцентный аванс на разработку оборудования, большую часть в размере почти 450 миллионов израсходовало на собственные нужды, прикрывшись фиктивными актами. Военными прокурорами совместно с другими правоохранителями пресечены попытки этих коммерсантов вывести денежные средства в офшоры через аффилированные структуры по мнимым сделкам.
Почему, на ваш взгляд, в России так много чиновников-хапуг?
Сергей Фридинский: Если бы ответ на этот вопрос был прозрачным, с ними легче бы было справиться.
Причин для воровства достаточно много: и экономические, и социальные, и объективного и субъективного характера. В целом - большие деньги всегда привлекали нечистых на руку людей. Не дают они им покоя. Особенно когда есть возможность хапнуть. Наряду с определенными недочетами в системе контроля, при размещении заказов и отборе исполнителей, налицо и факты откровенного предательства (по-другому сложно назвать) государственных интересов отдельными чиновниками.
Совсем недавно по результатам проверок привлечены к уголовной ответственности начальники военных представительств. Один за взятку в миллион рублей "закрыл" глаза на упущения подрядчика. Другой принял "левые" работы в размере 47 миллионов рублей.
Время идет. Жизнь меняется. Беспредельщики применяют все более изощренные схемы хищений. К примеру, военными прокурорами вскрыты факты использования недобросовестными контрагентами при ремонте военной техники контрафактных либо бывших в употреблении запасных частей.
В одном из случаев за новый пытались выдать судовой агрегат начала восьмидесятых, который, пересекая границы нескольких государств, меняя посредников, "помолодел" более чем на тридцать лет. А ведь от его работы в море зависят жизни сотен людей.
Тут наверняка не обошлось без коррупции...
Сергей Фридинский: В этом году по поручению президента России принят ряд законодательных норм по контролю за движением средств на оборону, ужесточению требований к исполнителям контрактов, совершенствованию приемки их результатов. Кстати, многие из них сформированы с учетом практики работы и военных прокуроров.
Эти меры, несомненно, способствовали обеспечению порядка. Однако расслабляться пока не приходится.
Военная составляющая государства - одна из частей нашего общества. И болеет она, к сожалению, теми же болезнями. Коррупция - не исключение.
По-прежнему основными объектами посягательств остаются бюджетные средства, средства, выделяемые на строительство, вопросы материального снабжения и обеспечения жизнедеятельности войск.
То есть наживаются даже на самом необходимом?
Сергей Фридинский: К сожалению, за последние годы выстроенная ранее система аутсорсинга не стала надежней. Только в этом году здесь выявлено более 11 тысяч нарушений. В деятельности участвующих в ней предпринимателей мы зачастую сталкиваемся с некачественными услугами, завышением их размеров, стоимости, в том числе из-за многочисленных посредников. Обеспокоенность вызывает и то, что все чаще в преступные схемы вовлекаются воинские должностные лица.
В Центральном военном округе, например, при значительной задолженности перед поставщиками должностные лица местных филиалов "Оборонэнергосбыта" и РЭУ не постеснялись присвоить по фиктивным договорам свыше ста миллионов рублей. Виновные задержаны, похищенное возвращается.
В Иркутске и Калининграде коммерсанты заработали десятки миллионов, можно сказать, по известному литературному сюжету - на питании "мертвых душ". Сюда же втянули целый ряд начальников продовольственных служб. В этой связи мы предложили руководству минобороны реформировать всю систему акционерного общества "Гарнизон" и его субхолдингов. Работа эта уже началась.
Есть вопросы к отдельным чиновникам по соблюдению запретов и ограничений, связанных с государственной службой, достоверности доходов и расходов. За подобные нарушения по требованию прокуроров только в этом году привлечено к дисциплинарной ответственности свыше 700 должностных лиц, 14 - досрочно уволены.
Работу по противодействию коррупции продолжим. Не стоит рассчитывать, что военные прокуроры здесь станут терпимее.
Судебные процессы завершились. И хотя проблема возврата незаконно проданного военного имущества полностью не закрыта, что-то ведь удалось исправить?
Сергей Фридинский: Хотелось бы начать с того, что военные прокуроры продолжают проверки правомерности реализации объектов недвижимого имущества минобороны. Цель одна: вернуть распроданное за копейки и не дать разворовывать дальше. Недвижимость и активы "акционерок минобороны" - весьма лакомый кусок и охочих до него не мало.
За прошедшее время усилиями наших сотрудников возвращено государству недвижимости и имущества на сумму свыше пяти миллиардов рублей.
А сколько еще дел находится на рассмотрении?
Сергей Фридинский: В этом году мы направили в суды 30 таких исков. 16 рассмотрены, большая часть удовлетворена.
Думаю, что они не последние, хотя работа идет непросто.
Минобороны не один год занимается передачей высвобождаемых военных городков. С точки зрения законности тут все в порядке?
Сергей Фридинский: С приходом нового руководства минобороны положение коренным образом изменилось. Работа по определению дальнейшего предназначения военного имущества и его высвобождению стала проводиться активнее с учетом поставленных президентом России задач перспективного строительства Вооруженных сил, а также интересов развития регионов.
Хочу сказать и о возросшем в целом уровне взаимодействия центральных органов военного управления с руководством субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем не все вопросы еще решены. Ряд руководителей администраций неправомерно отказывают в приемке высвобождаемых объектов военных городков. Причины - отсутствие правоустанавливающих документов и актов государственной регистрации, нехватка средств финансирования на их эксплуатацию и содержание.
Военные прокуроры тут могут чем-нибудь помочь?
Сергей Фридинский: О таких фактах мы информируем прокурора соответствующего субъекта РФ - чтобы он на них отреагировал. Если разъяснительная работа не помогает, обращаемся в суд.
В 2013-2014 годах военные прокуроры направили свыше 20 исков о понуждении администраций к приемке объектов военных городков. По большей части они удовлетворены.
Защищать законные интересы ведомства, конечно, нужно. Но ведь за каждой такой структурой стоят люди - со своими проблемами и заботами. О них не забываете?
Сергей Фридинский: К сожалению, защитников Отечества нередко тоже нужно защищать. Для нас защита средствами прокурорского надзора прав и гарантий военнослужащих, членов их семей и иных граждан была и остается задачей первостепенной важности. Количество обращений из года в год увеличивается. Это показатель в первую очередь доверия наших граждан к прокурорам.
Только в этом году органами военной прокуратуры проведено свыше 45 тысяч проверок, по результатам которых более 17 тысяч должностных и иных лиц привлечены к ответственности за нарушения прав граждан. Прокурорами в защиту их интересов в суды заявлено почти девять тысяч исков, восстановлены права сотен тысяч людей.
Не раз с удовлетворением читал письма со словами благодарности и просьбами поощрить тех или иных работников военной прокуратуры.
Но бывало, разбирались и с жалобами на действия или бездействие прокуроров.
Самое главное совместное достижение с руководством минобороны достижение в другом - люди в погонах перестали быть "зелеными человечками" и отношение в обществе к ним в корне изменилось.
С какими проблемами к вам чаще всего шли люди в уходящем году?
Сергей Фридинский: Наши сотрудники занимались самыми различными вопросами - от выплаты денежного довольствия и заработной платы, различных пособий до незаконного увольнения и обеспечения жильем. Помогали восстанавливать трудовые права граждан, добивались предоставления льгот и материального обеспечения тем, кому они положены по закону. Решали многие другие проблемы.
Если говорить в целом, то поступающие обращения обычно связаны с увольнением с военной и государственной службы, порядком ее прохождения, обеспечением жильем, оказанием медицинских услуг, выплатами страховых сумм ветеранам боевых действий, расследованием уголовных дел, арендой помещений военных городков.
Случается, защищаем законные права участников войны и их родственников.
Неужели у кого-то совести хватает обидеть фронтовика?
Сергей Фридинский: К сожалению, и такое бывает. Например, в Ростове-на-Дону чиновники решили приостановить выплату пенсии ветерану Великой Отечественной войны. Причина - он, дескать, временно уехал к родственникам в гости в Грузию. После нашего вмешательства деньги ветерану выплатили.
Еще пример. Вдове ветерана Великой Отечественной войны, который с 1942 года до Победы был в составе 79-й гвардейской стрелковой дивизии, награжден орденом Отечественной войны II степени, отказали в компенсации за изготовление и установление надгробного памятника мужу. Причем по явно формальным основаниям - она не смогла предъявить его ветеранское удостоверение.
Чтобы оперативно помочь женщине, мы обратились в суд. Он вынес решение: ветерана признать участником войны. Вдова получила положенную ей компенсацию.
Вы упомянули о невыплаченных зарплатах. Очень болезненный вопрос, особенно в кризис. Почему, на ваш взгляд, острота этой проблемы не спадает?
Сергей Фридинский: Нередко административный произвол влечет ущемление прав сотен людей, а благополучие их семей ставится в зависимость от прихоти или корыстных устремлений руководителя.
Например, в Санкт-Петербурге руководство местного филиала акционерного общества "Славянка" не выплатило почти четырем сотням работников денежное вознаграждение за услуги по санитарному содержанию объектов казарменно-жилищного фонда военных городков. Сумма долга превысила 11 миллионов рублей.
Причем, нужно отметить, что с этими работниками были заключены все необходимые договоры. Мерами прокурорского реагирования долг был погашен, виновные привлечены к ответственности.
Одно дело, когда предприятие стоит на пороге банкротства. И совсем другое, когда его руководители сознательно идут на конфликт с работниками, откровенно ущемляют их права...
Сергей Фридинский: Дело не только в намеренном ущемлении прав, но и в отсутствии необходимых знаний. Есть работники субъектов предпринимательской деятельности, которые не знают закона или не осознают свои обязанности в полной мере. Я имею в виду руководящий состав. Но и подчиненные зачастую не хотят или боятся отстаивать свои права. Безусловно, имеет место так называемый правовой нигилизм граждан. Но есть руководители-самодуры. Со всякими приходится встречаться.
Роль прокурора здесь заключается в том, чтобы, прежде всего, своевременно выявить такие случаи, используя предоставленные полномочия, указать работодателю на недопустимость нарушений закона.
Важно, чтобы такая работа велась предельно гласно. Люди должны знать, что прокуратура в случае нарушения прав без всяких бюрократических проволочек предпримет оперативные и действенные меры по их защите.
Я так понимаю, что говорить об общих результатах работы военных прокуроров в 2015-м еще рано.
Сергей Фридинский: Ну да. Окончательные итоги этого года мы подведем в начале следующего. Но уже сейчас могу с некоторым удовлетворением отметить определенные положительные результаты наших усилий по обеспечению законности в военной организации государства.
В первую очередь это касается укрепления государственной дисциплины в вопросах оборонного заказа. Совместными усилиями с другими правоохранительными органами и должностными лицами в этом году удалось предотвратить потери бюджета в размере свыше миллиарда рублей.
Многое сделано для обеспечения законности в ходе боевой подготовки войск, решения жилищных и других бытовых проблем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. За одиннадцать месяцев по требованию наших прокуроров отменено более 11 тысяч незаконных правовых актов, восстановлены права свыше 730 тысяч граждан.