29.12.2015 00:41
    Поделиться

    Владельцы зарубежных капиталов испугались уголовного преследования

    Предприниматели хотят обещанных гарантий
    Госдума приняла закон о продлении амнистии капиталов на полгода - до 1 июля 2016 года. В начале 2016 года планируется откорректировать и сами нормы, которые отпугивают бизнес от декларирования зарубежных активов. Президент РФ Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию 3 декабря сообщил, что "бизнес пока не спешит воспользоваться этой возможностью, а значит, предложенная процедура сложна, гарантий недостаточно". До 15 февраля правительство "совместно с деловыми объединениями предпринимателей и с учетом позиции Верховного суда" должно подготовить и представить предложения по совершенствованию закона.

    Самое очевидное изменение, которое предлагается внести в закон об амнистии, распространить ее на компании. Но просто включить в текст закона юридические лица не получится. "Это требует серьезной проработки: что конкретно может декларировать юрлицо", - говорит Михаил Казанцев, общественный омбудсмен по деофшоризации и амнистии капиталов. Вероятность этого изменения во многом зависит от того, готова ли власть распространить амнистию на организации или видит в числе ее участников только физлиц.

    Среди вопросов, которые требуют обязательного обсуждения, репатриация декларируемого капитала. "Если читать закон внимательно, то в нем написано, что репатриация - дело добровольное", - отмечает Игорь Шиков, руководитель налоговой практики адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры". Можно сделать вывод, что закон не обязывает бенефициаров возвращать в Россию задекларированное имущество или средства со счетов. Однако есть указание на некий список стран, с которыми у России недостаточно плодотворно идет обмен информацией. Все имущество, задекларированное в этих странах, должно быть продано и деньги переведены в Россию. При этом утвержденного списка таких стран до сих пор нет. Недавно налоговая инспекция опубликовала перечень из 119 стран, с которыми недостаточно плодотворно идет обмен информацией. Среди содержащихся в этом списке стран Австрия, Великобритания и Швейцария. "Явно не указано, распространяется ли этот список на амнистию капитала", - говорит Михаил Казанцев. Омбудсмен надеется, что этот перечень к амнистии капитала не имеет отношения. В противном случае владельцам недвижимости и яхт во всех этих странах придется продать их и вернуть вырученные средства в Россию.

    Обсуждения требует и процедура перевода имущества от номинального собственника к реальному. Сегодня она фактически не работает. Причина в необходимости представлять документ, по которому собственность перешла под управление номинального владельца. "Проблема в том, что у 99% граждан, которые хотели бы воспользоваться этим инструментом, никогда не было такого договора", - говорит Михаил Казанцев. В большинстве же случаев имущество переводилось не напрямую, а через целую цепь собственников и компаний, в том числе офшорных.

    Практики амнистирования зарубежного имущества и счетов нет. Поэтому владельцы собственности не уверены, что все гарантии по освобождению их от уголовной ответственности и налогов будут соблюдены. "Владельцы активов боятся заведения на них административных дел, которые не будут напрямую касаться декларируемого имущества, но будут возбуждены на основе раскрытой во время амнистии информации", - говорит Александр Соломатин, экономист, проректор по науке Института МИРБИС. В частности, источником сведений, на основе которых можно завести дело, может стать информация о проданном имуществе. "Сейчас можно декларировать только существующее в данный момент имущество. Но зачем раскрывать компанию, с которой нет проблем, если, раскрыв ее, ты обнаружишь цепочку операций, которая может вызвать претензии?" - вопрошает Казанцев. Омбудсмен предложил декларировать не только существующее, но и то имущество, которое было продано или трансформировано в другой объект собственности. А также распространить гарантии на задекларированные сомнительные сделки. "Если бизнес построен прозрачно и есть 2-3 подозрительные сделки, их можно задекларировать", - предлагает Михаил Казанцев. Сейчас можно задекларировать источники формирования, но нет четкого определения, что это такое. Владельцы имущества опасаются, что по окончании амнистии источниками формирования будут признаваться совсем иные вещи, чем те, что декларант раскрыл в своем уведомлении.

    Открытым остается вопрос с исправлением ошибок в декларациях. Внести поправки в уже сданные декларации нельзя, а наличие ошибки лишает собственника имущества гарантий. "Гарантии не предоставляются, если невозможно идентифицировать информацию в декларации", - объясняет Казанцев. С одной стороны, декларант может намеренно указать имущество таким образом, чтобы идентифицировать его не было возможности. И тем самым обезопасить свою собственность от излишнего внимания, но получить гарантии от государства. С другой стороны, собственник может ненамеренно ошибиться в букве или не поставить запятую и на этом основании лишиться освобождения от ответственности. Поэтому необходимо вносить поправки и распространить гарантии на тех владельцев имущества, ошибки которых не мешают идентифицировать имущество.

    Определенные риски связаны с тем, как Федеральная налоговая служба фиксирует платежи по задекларированному имуществу в своей базе данных. Суммы налогов не предъявляются к взысканию, но числятся как задолженность. В этом случае у налогоплательщика может возникнуть проблема с возвратом и зачетом переплаты. Или с выездом за границу. Для решения проблемы не обязательно вносить поправки в сам закон, достаточно разъяснений ФНС или минфина о том, что налоговики не могут ущемлять интересы налогоплательщика, за которым числится такой долг.

    Поделиться