Новости

29.12.2015 00:43
Рубрика: Экономика

Клик в кошелек

Онлайн-заемщики не экономят на путешествиях и подарках
Россияне осваивают микрозаймы онлайн, причем в этом году среди таких заемщиков стало больше людей старшего возраста, посчитали в компании "Е заем" (6% против 4% в прошлом году). Доли всех возрастных групп, начиная от 30 лет, растут, что эксперты связывают с высокими темпами проникновения Интернета и ростом технической грамотности старшего поколения. Также влияние оказал кризис, ударивший в первую очередь по обслуживающему персоналу и занятым в сфере торговли. В таких профессиях больше всего молодежи, и в кризис ей стало сложнее платить по займам.

Ядром своей целевой аудитории системы онлайн-кредитования считают людей в возрасте 25-29 лет. "Эти люди живут онлайн и для достижения своих целей используют преимущества информационных технологий. Они не любят бюрократию, не любят читать длинные банковские документы, поэтому предпочитают сервисы онлайн-займов", - пояснила управляющий директор "Е заем" Лига Трупа.

Несмотря на кризис, в 2015 году заемщики онлайн МФО стали больше путешествовать (3% против 1% годом ранее). Также они не стали экономить на подарках для своих близких - на такие займы по-прежнему приходится 9%. Самая популярная цель онлайн-займов - это непредвиденные расходы, она составила 47%.

В этом году заемщики онлайн МФО стали не только старше, но и образованнее. До 46% и 29% соответственно выросли доли людей с высшим и средним образованием. А вот доля трудоустроенных граждан с постоянной работой среди заемщиков сократилась за год с 80% до 76%. На первом месте бюджетники (23%), потеснившие работников торговли (19%). Выросли доли заемщиков, занятых в финансовой сфере, IT- и телекоме, а также представителей творческих профессий. Доля самозанятых увеличилась до 13%. Безработных стало 2% (1% в прошлом году). Эти тенденции связаны с сокращением персонала.

Большинство клиентов онлайн МФО имеют доход 20-30 тыс. руб. в месяц (их почти треть от общего числа), на втором месте те, чей доход 30-40 тыс. руб. Доля тех, кто получает больше 50 тыс. руб., выросла до 19% (16% в прошлом году). В 2015 году стало больше тех, кто берет деньги на погашение кредита и ежедневные расходы. Доли этих целей составили 23% и 11%, их рост - 8 и 2 п.п. соответственно. "Первый тренд говорит о том, что заемщики стали чаще использовать онлайн-займы как инструмент частичного рефинансирования своих кредитов, - отметила Лига Трупа. - Это вызвано легкой доступностью займов, которые можно получить в Интернете за 15 минут на банковскую карту. Доля ежедневных расходов увеличилась в связи с ухудшением материального положения граждан. По данным Росстата, за 11 месяцев 2015 г. реальные располагаемые доходы россиян снизились на 3,5% в годовом выражении".

На прошедшей в Санкт-Петербурге микрофинансовой конференции эксперты подчеркнули, что онлайн-займы - наиболее динамичный сегмент микрофинансового рынка. Как рассказал директор СРО "МиР" Андрей Паранич, доля таких займов в совокупном портфеле членов саморегулируемой организации составила 7,5% против 3% на начало 2015 года. А по данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), в первом полугодии онлайн-займы "до зарплаты" выросли более чем в два раза по числу выдач (некоторые участники рынка показали рост в 5-10 раз).

Экономика Финансы Долги и кредиты Digital Интернет Рынок кредитования