А вот банки в преддверии праздников призывают не экономить и выбирать подарки, исходя из своих предпочтений и пожеланий близких, а не из стоимости. За несколько недель до Нового года появилось сразу несколько специальных кредитных предложений в разных сегментах (кредиты наличными, кредитные карты).
Например, Сбербанк предлагает потребительский кредит по ставке 14,5% - правда, на нее можно рассчитывать только при наличии поручителя, а также только зарплатным клиентам банка. По потребительским кредитам без обеспечения ставки начинаются от 15,5% (для зарплатных клиентов) и 20% (для остальных заемщиков). Банк Москвы предлагает отсрочку платежа: по кредиту наличными, оформленному в декабре, можно установить первый платеж на февраль 2016 года. Отложенный платеж - это "отличная возможность потратить деньги на подарки и поездки вместо оплаты кредита", уверены в банке. Ставка по предложению начинается от 16,9%.
За девять месяцев года количество действующих кредитов на покупку потребительских товаров в целом по России сократилось на 10,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (до 22,5 млн единиц), посчитали в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ). При этом средний размер таких кредитов увеличился на 4% (до 202,7 тыс. руб.). В Банке Хоум Кредит посчитали, что в этом году число тех, кто готов взять кредит на подарок, выросло по сравнению с прошлым годом (14% против 11%). Наиболее популярны кредиты наличными (их выбрали 47% респондентов). Средняя сумма кредита на подарки в этом году составляет 24 тыс. руб., это на 13% выше прошлогоднего значения (21 тыс. руб.). Показатель роста, как отмечают в банке, сопоставим с общим уровнем инфляции. Опрос "Ромир" показал, что средняя сумма расходов на подарки составила 6,5 тыс. руб. Четверть респондентов запланировали подарочный бюджет в размере от 1 до 3 тыс. рублей, 41% готовы потратить до 10 тыс. руб., 3% раскошелятся более чем на 25 тыс. руб.
Перед праздниками растет спрос и на микрозаймы. Как рассказали в пресс-службе МФО "Домашние деньги", 40% клиентов компании отметили, что подарки дарить будут, из них 15% выбирают бытовую технику, 12% косметику и парфюмерию. Из интересных целей микрозайма были названы покупка билета на детское новогоднее представление, поездка в Москву, лечение собаки, покупка обогревателя. Средняя сумма займа, которую хотят оформить клиенты, снизилась с 24 тыс. руб. в прошлом году до 22 тыс. руб. Срок займа также уменьшился: в 2014 году клиенты МФО планировали погасить заем за 45 недель, в 2015 году - за 36 недель.
По данным Банка Хоум Кредит, самый популярный срок кредита - до года (доля респондентов, выбравших этот вариант, выросла до 71% с 64% год назад). Выросла также доля клиентов, которые рассматривают для себя получение кредита сроком 1-2 года (15% против 13% в прошлом году). Доля клиентов, которые хотят получить кредит сроком на 2-3 года, снизилась до 7,3% с 11,2%. "Рост числа заявок на кредиты наличными в декабре составил 14% по отношению к ноябрю 2015 года, - рассказал зампред правления "Лето Банка" Александр Самохвалов. - В то же время это существенно ниже аналогичного показателя предыдущих лет". Средняя сумма кредита наличными в банке составляет 120 тыс. руб.
"Рынок кредитования потихоньку размораживается, - подтвердил предправления РОСГОССТРАХ БАНКА Александр Фалев. - При этом абсолютно все банки пересмотрели свои рисковые стратегии. Что представляет из себя банковская розница сейчас? В кредитовании есть движение в рамках залоговых кредитов и кредитных карт. По первому виду - это прежде всего кредиты под залог недвижимости и ипотека. Объемов кредитования явно не хватает, чтобы перекрыть всю массу выданных ранее беззалоговых кредитов, но постепенное замещение портфеля началось, и этот вид кредитования будет одним из локомотивов в среднесрочной перспективе". Кредитные карты, по словам эксперта, довольно гибки и в плане гашения задолженности для клиентов, и в плане управления рисками по предоставлению кредитного лимита клиенту. Карты сегодня дают дополнительные преференции для клиентов, начиная от скидок в магазинах до функции cash back, добавил Фалев.
Помимо этого, по его словам, банки накопили огромное количество информации о своих заемщиках вкупе с информацией о них же в бюро кредитных историй. Это дает обширные возможности для выделения сегментов добросовестных заемщиков и предложения им потребительских кредитов на льготных условиях. Восстанавливается и кредитование "уличных" клиентов, добавил Фалев, но с учетом серьезного ужесточения требований к заемщикам. "В 2015 году банк поменял продуктовую и дистрибуционную модель, фокусируясь на повторных клиентах, клиентах ПОС и корпоративного канала, одновременно снижая ставки. Также банк продолжил усовершенствовать рисковые процедуры. Был расширен пакет документов, необходимых для получения кредита без усложнения самой процедуры выдачи", - рассказал Александр Самохвалов.
По словам Фалева, движение есть, соответственно, есть и реклама продуктов, и предновогодние акции, в которых, конечно, указываются самые привлекательные ставки. Но, подчеркнул эксперт, многие банки не стремятся выдать кредит первому встречному, основная цель сегодня состоит в том, чтобы нарастить качественный портфель. "Соответственно оцениваются риски при формировании кредитных предложений. То есть выгодные ставки могут быть предложены хорошим заемщикам, повышенные ставки - клиентам с улицы, которые еще недостаточно понятны банку в плане платежеспособности и прочих критериев. Поэтому совет заемщикам: если очень нужен кредит, брать его в том банке, в котором у вас сформирована хорошая кредитная история, открыт вклад и зарплатная карта", - сказал он.